Основные пути повышения конкурентоспособности
машиностроительной продукции Свердловской области
. Повысить мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются ("неявные знания"), представляет один из ключевых потоков внутри инновационных систем различного уровня. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в передовые технологии должны сопровождаться развитием этой "способности к внедрению", которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы.
Важная проблема организации инновационной деятельности, характерная для свердловской области - слабое развитие малого бизнеса (по итогам 2010 г. число субъектов малого предпринимательства даже снизилось на 9 % по сравнению с 2008 годом).
Эффективность использования малыми предприятиями своего потенциала в Свердловской области сдерживается в результате многих объективных причин.
. отсутствие рынка финансовых услуг. В регионе отсутствуют в настоящее время действительно крупные коммерческие банки, которые не боятся риска, имеющих четкую кредитную линию и заинтересованных в работе с предпринимателями. Позиция банков останется неизменной, пока на федеральном уровне не будет четкого законодательства, защищающего инвестора от недобросовестного заемщика.
2. много проблем остаются в части государственной регистрации предприятий и предпринимателей.
. малому предпринимательству отводится особое внимание всевозможными контролирующими и надзирающими органами, часто в разрез Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Неоднократные проверки и факты поборов подрывает заинтересованность предпринимателей развивать малое предпринимательство.
В то же время действующие субъекты малого предпринимательства области продолжают сталкиваться с проблемами следующего характера: недостаточностью собственных средств; неразвитостью рынка лизинговых услуг; отсутствием надежных правовых гарантий и нестабильностью законодательства; разрастанием административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, система контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.); социальной незащищенностью.
Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, можно получить представление о том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому
При этом на каждом из них регулированию подлежат не сами процессы получения новых научных (научно-технических) знаний или процессы производства и внедрения, а механизмы их организации.
На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества. Они, как правило, выступают сегодня в виде актов исполнительной власти, издаваемых Правительством Российской Федерации и ведомствами (министерствами, комитетами и др.) по предметам их ведения. В этих актах выражается воля государства, отражающая общие его интересы в регулируемой сфере общественных отношений. Акты, издаваемые органами исполнительной власти, облекаются в различные формы, например, акты государственного регулирования (постановления, распоряжения), плановые акты (программы, проекты), методические указания, инструкции, положения, письма и т.п.
На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инновационной деятельности, является все то же государственное воздействие, но его доминирующим началом выступает охрана частных интересов отдельных лиц. Основной формой, обеспечивающей статус автономной личности, выступает договорная форма, представленная важнейшим средством регулирования - гражданско-правовым договором. В сфере создания, производства и реализации инновационных продуктов наиболее значимое место занимают договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Лицензионные договоры и договоры коммерческой концессии в меньшей степени могут быть задействованы для регулирования отношений между субъектами инновационной деятельности, поскольку они опосредуют только использование исключительных прав или их комплексов.
Публикации по экономике >>>
Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция
конкурентоспособность хозяйствующий
На современном этапе экономического развития проблема
конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике
государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится
стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области
обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение
конкуренто ...
Естественные монополии
Тема естественных монополий является одной из
самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных
монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно
выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и
достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения
высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в госу ...