Основные пути повышения конкурентоспособности
машиностроительной продукции Свердловской области
Характерными чертами промышленного производства Свердловской области являются тесная связь, кооперирование и комбинирование отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии.
Темпы роста промышленного рынка Свердловской области находятся в пределах от 0,7 до 1,4, что соответствует состоянию позиционного роста и подтверждает вывод о неравномерности развития отраслевых рынков.
Расчет показателей концентрации позволяет оценить отраслевые рынки Свердловской области как низкоконцентрированные. При этом в течение анализируемого периода имеется тенденция к снижению концентрации, за счет увеличения числа малых и средних предприятий.
В результате анализа выявлена невысокая интенсивность конкуренции, что говорит о недостаточно развитой конкурентной среде рынка Свердловской области.
С другой стороны, наличие на территории области производств общероссийского значения, тесной связи, кооперирования и комбинирования отдельных звеньев в промышленном производстве области, преобладание вывоза грузов над ввозом и развитие экспортной деятельности, наличие развитой инфраструктуры, развитый сектор финансово-кредитных учреждений, высокий экономический и научно-технический потенциал, большие возможности по подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов, активная деятельность палат, союзов и общественных организаций указывают на то, что на территории Свердловской области происходит формирование мезопространства, что является положительной тенденцией развития мезоэкономической конкурентной среды.
Факторами, способствующими развитию конкурентной среды рынка Свердловской области, являются:
стимулирование развития экономики Свердловской области через реализацию различных программ и проектов;
промышленная политика региона, ориентированная на возрастание влияния промышленности области на общероссийские экономические показатели;
технологическая политика и стимулирование развития новых технологий, нашедшие отражение, в частности, в серьезной реконструкции и модернизации предприятий в машиностроительном комплексе;
отраслевая экологическая политика;
благоприятное транспортно-географическое положение для развития кооперирования поставок деталей и узлов в отраслях автомобилестроения и машиностроения.
улучшение инвестиционного климата в области.
Фактором, тормозящим развитие конкурентной среды Свердловской области, в первую очередь, является взаимодействие экономических субъектов и административных структур, при анализе которого выявлена тенденция использования своего служебного положения администрациями для создания благоприятных условий отдельным фирмам. Объединенные общими интересами региональная администрация и дружественный ей бизнес могут поддерживать бесконкурентную среду на отдельных рынках и искусственно сдерживать развитие предпринимательства. В этой ситуации малому бизнесу приходится искать открытые рыночные ниши, работа на которых не всегда рентабельна и не позволяет реализовывать более динамичные инвестиционные стратегии. Таким образом, имеется явная связь между уровнем административного протекционизма в регионе и уровнем недобросовестной конкуренции со стороны крупного бизнеса.
Повышению конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса Свердловской области должна способствовать также правильная инновационная политика.
Для придания нового качества инновационным процессам в Свердловской области нужно предпринять следующие шаги.
. Усилить взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместную исследовательскую деятельность и другие формы технического сотрудничества. Представляется целесообразным организовать эффективную кооперацию между малыми высокотехнологичными фирмами, разработчиками новых технологий и крупными промышленными предприятиями, которые нуждаются в модернизации оборудования и испытывают острый дефицит в новых конкурентных производствах.
. Повысить эффективность взаимодействия между производственными предприятиями, учебными заведениями и государственными научными учреждениями. Во многих работах подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью могут быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых инструментов и методов.
. Активизировать распространение технологий. Наиболее традиционный тип потока знаний в инновационной системе - распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевидно, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, от конкурентов и государственных структур. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине необходимо формирование и внедрение региональных и окружных программ, направленных на передачу технологий в промышленность.
Публикации по экономике >>>
Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга
Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как
запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и
материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала,
так же как и физического, как правило, наступает раньше материального.
Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с
теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что:
...
Качественная оценка надежности процессов
Вариант
8
Уровни В
Уровни А
Среднее значение по строкам
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
С1
32 35 38 40 30
29 42 37 32 45
39 49 29 35 43
43 38 44 50 45
63 60 66 70 56
43,6
С2
30 33 36 40 26
...