Основные пути повышения конкурентоспособности
машиностроительной продукции Свердловской области
В качестве субконтракторов, как правило, выступают малые и средние предприятия. В российских условиях зачастую в роли субконтракторов выступают крупные предприятия, имеющие незадействованные производственные мощности, а также отдельные цехи крупных предприятий, получившие определенную экономическую самостоятельность. Специализация на определенных производственных процессах и операциях позволяет этим предприятиям поставлять качественные товары на экономически выгодных условиях в строгом соответствии с техническими требованиями контрактора.
Кроме того, малые предприятия зачастую сами заказывают производство деталей, комплектующих, выполнение производственных процессов (например, таких как термическая обработка изделий), необходимых для выполнения крупного заказа, выступая тем самым в роли контракторов.
Наибольший интерес для предприятий - субконтракторов представляет включение в цепочки снабжения крупного предприятия-контрактора на протяжении всего цикла производства продукта. Такое сотрудничество становится возможным при работе с крупными предприятиями-контракторами, имеющими массовое и крупносерийное производство. В этом случае поставки субконтрактной продукции осуществляются партиями в рамках установленного графика поставок. Для предприятий-контракторов с единичным и мелкосерийным выпуском изделий процесс субконтрактации сводится к кратчайшему времени поиска материалов и комплектующих с заданным уровнем качества, необходимых для данного изделия.
Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям-производителям комплектующих (субконтракторам) интенсивное использование, быструю амортизацию и обновляемость их оборудования. В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимые для выполнения заказа.
Основное преимущество от применения современных форм кооперации - это возможность сконцентрировать ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и всего предприятия в целом.
Мощным стимулом проведения реструктуризации и развития кооперации для большинства наших предприятий должно послужить планируемое вступление России в ВТО и, как следствие, усиление конкуренции на внутреннем рынке.
В свою очередь, конкурентоспособность - основной показатель, определяющий возможность существования и развития российских производителей в новых экономических условиях. Эти условия диктуют необходимость кардинальной и скорейшей перестройки технологической структуры подавляющего большинства российских предприятий.
Использование механизма субконтрактации стало одним из условий промышленного роста Японии, Италии, Франции, Турции, стран Юго-Восточной Азии.
Все факторы, прямо или косвенно ограничивающие развитие внутриобластной кооперации, можно разделить на пять групп:
. Информационные факторы:
· отсутствие информации о технологических возможностях предприятий области;
· отсутствие информации о рынке продукции и услуг, предоставляемых предприятиями области;
· отсутствие информации о ценах на продукцию и услуги, предоставляемые предприятиями области;
· отсутствие информации о качестве продукции предприятий области.
2. Факторы инфраструктуры:
· отсутствие региональных инжиниринговых центров по подготовке производства;
· отсутствие государственных органов, занимающихся поддержкой кооперации в области;
· отсутствие экономически обоснованных проектов по развитию внутриобластной кооперации.
3. Факторы производства:
· необходимость сохранять рабочие места на собственном производстве;
· недостаточная квалификация работников;
· высвобождение производственных мощностей (простаивание оборудования);
· физический и моральный износ оборудования.
4. Факторы продукции:
· низкое качество продукции и услуг на предприятиях области;
· высокие цены на продукцию предприятий области.
5. Факторы логистики (снабженческо-сбытовой деятельности):
· риск невыполнения заказа в срок;
· увеличение запасов оборотных средств;
· низкий уровень услуг, предоставляемый транспортными компаниями в области;
· риск попасть в зависимость от других предприятий.
Для выявления наиболее значимых факторов, влияющих на степень вовлеченности предприятий в процессы кооперации, были проанализированы промышленные предприятия различных отраслей - в первую очередь машиностроение, металлургия. В опрос вошли такие предприятия как ОАО "Уралмаш", ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "Уралэлектротяжмаш", ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "ВСМПО", "Машиностроительный завод им. Воровского", ОАО "Химмаш", ОАО "Пневмостроймашина", ФГУП "Завод № 9", ОАО "Верхисетский металлургический завод", ОАО "Уральский завод РТИ", ОАО "Уралбурмаш", ОАО "Уралкриотехника", ГП "Камышловский электротехнический завод", ОАО "Региональный центр листообработки", ОАО "Красногвардейский крановый завод", ОАО "Первоуральское рудоуправление", и многие другие.
Публикации по экономике >>>
Исследование о природе и причинах богатства народов
Изучение на любом этапе чего-то оригинального и выдающегося в экономической
науке вызывает, как мне кажется, заметно больший интерес, нежели то, о чём
говорится и пишется, сплошь и рядом на каждом шагу некоторым кругом людей,
связанных каким-то образом с данной сферой. И труды, идеи величайшего
английского экономиста конца XVIII в. Адама Смита, на мой взгляд, можно отнести
именно к таким. Для этого достаточным б ...
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует
формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования,
произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее
реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на
экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...