Роль кластеризации в развитии региона
Вышеизложенное в определенной части может быть реализовано в рамках развития лесозаготовительного комплекса и транспортной инфраструктуры, связанной с ним.
Уточним, что за состоянием автомобильных дорог, в том числе и на селе следит дорожная служба, основная задача которой заключается в осуществлении комплекса работ по ремонту и содержанию дорог, а также по организации движения, обеспечению требований к транспортно-эксплуатационным показателям дорог, в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки, тем самым обуславливая повышение производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок.
Для удовлетворения сельского населения и сельского хозяйства, как одной из отраслей экономики страны в перевозках минимальная потребность России в автомобильных сельских дорогах оценивается величиной 300 - 400 тыс. километров. При этом стратегия развития автомобильных дорог на селе должна быть направлена на решение трех основных задач:
•сохранение существующей автодорожной сети, повышение ее транспортно-эксплуатационного состояния за счет проведения полного комплекса работ по модернизации, ремонту и содержанию дорог;
•приоритетное развитие опорной дорожной сети, реализация проектов строительства скоростных автодорожных подходов к сельским населенным пунктам, в том числе с привлечением частных инвестиций;
•совершенствование и развитие придорожной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельских территориях, тем самым обеспечить доступ сельскохозяйственных организаций к рынкам продукции, материально-техническим и финансовым ресурсам, увеличить налоговые поступления в местные бюджеты, обеспечить более полную занятость сельского населения, способствовать развитию рекреационных возможностей сельских территорий.
Для этого необходимо увеличить объемы финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог с 0,6% до 1,2-1,5% ВВП, что позволит построить и реконструировать около 400 тыс. км автомобильных дорог, а также поддерживать существующую сеть дорог местного значения в работоспособном состоянии.
Таким образом, в области лесозаготовок необходимо обеспечить переход от очагового лесопользования и диспропорций в размещении лесоперерабатывающих производств и сырьевых ресурсов к устойчивому развитию территорий.
В указанных условиях повышается значение регионального системного подхода к развитию лесозаготовительного комплекса, ориентированного на устойчивое развитие. А главным фактором и является развитие конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, здесь же и логично появление сельских территорий.
Вышеуказанное следует дополнить следующим: российский и зарубежный опыт управления регионами на основе соответствующих методических подходов (административного, программно-целевого, системного, процессного, сетевого, кластерного) демонстрирует различные преимущества и недостатки выбранных методов управления (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Место кластерного подхода в управлении региональным развитием
Методический подход |
Преимущества |
Недостатки |
Административный |
приоритет отраслевого управления экономикой региона; универсализация принципов и функций управления |
невозможность учета специфики субъектов региональной экономики в процессе принятия решений; неучет социальных аспектов управления; реактивность принятия управленческих решений; отсутствие учета характера протекания процессов развития отдельных сфер РХК |
Программно-целевой |
предполагает перестройку подсистем региональной экономики и характера их взаимодействия; усиление централизации процессов планирования и управления регионом; наличие количественных показателей (индикаторов) социальной и экономической эффективности проектов, входящих в программы |
размытость целей и задач, перекрестный характер полномочий при их реализации; отсутствие процедуры независимой экспертизы; отсутствие процедуры оценки результативности реализации программ; неучет структурных особенностей региональной экономики и динамики отдельных секторов |
Системный |
выявление комплекса региональных системообразующих элементов региональной экономики; учет характера иерархических взаимоотношений между элементами региональной экономики; выявление особенностей взаимодействия с внешней средой; формирование общей интегрированной цели всей системы, которая объединяет все ее элементы |
недооценка значения отдельных видов и сфер деятельности для социально - экономического развития региона; отсутствие адекватных математических моделей и несостоятельность прогнозов социально - экономического развития, построенных на их основе; реактивность принятия управленческих решений |
Процессный |
быстрое реагирование на изменения; эффективное сокращение затрат; возможность организации внутри региона фрагментированной деятельности последовательным, ориентированным на результат способом, преодолевая, разрушая функциональные границы; чёткость, организованность и контролируемость различных видов деятельности; обеспечение сбалансированного развития всех элементов региональной системы |
недоучет специфики региональной социально - экономической системы в силу ее сложности, иерархичности и масштабности; разграничение экономических и социальных аспектов управления, отсутствие их взаимоувязки; несовершенство оценок структурных пропорций, при которых создаются условия для непрерывного воспроизводства |
Сетевой |
обеспечивает высокую адаптивность субъектов к изменяющимся условиям; открытость контура, т.е. потенциально неограниченное число субъектов; концентрация управления на приоритетных областях специализации; экономия на традиционных издержках |
неучет социальных факторов управления; невозможность обеспечения равномерности развития субъектов хозяйствования; отсутствие учета структурных особенностей региональной экономики и динамики отдельных секторов |
Кластерный |
учитывает региональную специфику, особенности участников кластера; симбиоз кооперации и конкуренции, учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации; развитие коммуникации между основными участниками кластера; активное использование государственного заказа как инструмента поддержки кластеров; развитие научно-образовательной базы, расширение доступа к государственным НИОКР, стимулирование кооперации образовательного и реального секторов; развитие инновационной инфраструктуры. |
неравноправленый доступ субъектов к программам кластерной политики, как следствие, неравномерность их развития; низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга; отсутствие учета социальных факторов управления; неучет динамики отдельных секторов экономики |
Публикации по экономике >>>
Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка
труда
Общая характеристика рынка труда
Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка,
каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и
цены на него через взаимодействие спроса и предложения.
Объективность существования рынка труда обусловлена наличием
характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...
Малое предпринимательство
Актуальность
данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого
предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике.
В
работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены
положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию
малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого
предпри ...