Роль кластеризации в развитии региона
В основных направлениях деятельности правительства РФ на период 2012 года (№1663-Р от 17.11.2008) отмечено, что будущее нашей страны сегодня более чем когда-либо зависит от преобразований на уровне регионов. Государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Исходя из этого, определяются приоритетные направления региональной политики и в первую очередь повышение скоординированности социальной и экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Для этого необходимо совершенствовать систему территориального планирования, связывающую размещение федеральных, региональных и муниципальных объектов с имеющейся ресурсной базой.
Решение существующих проблем нашло свое отражение в «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», в которой сформулированы цели, задачи и принципы сельской политики, направления, механизмы и этапы ее реализации. Однако многие проблемы остались нерешенными, а некоторые из них заметно обострились.
Ухудшается экологическая ситуация, продолжается разрушение предприятий аграрной сферы в сельской местности, вызывающие отток трудоспособного населения и рост безработицы. Вырождение генофонда, углубление процесса депопуляции, которые охватили практически все территории сельских районов России, ведут к превышению смертности над рождаемостью, старению населения, снижению ресурсного, образовательного, научного потенциалов страны, что негативно влияет на уровень и качество жизни сельского населения.
В этой связи, для дальнейшего развития сельских территорий необходимы научно-теоретическое обоснование и разработка механизма их устойчивого развития, способствующего формированию и развитию местного самоуправления и инфраструктуры, повышению конкурентоспособности территорий и их инвестиционной привлекательности, росту занятости и благосостояния сельского населения.
Учитывая то, что сельские территории представляют собой обитаемую местность, располагающую земельными, водными, лесными и другими природными ресурсами, имеющую определенное жилищно-бытовое, производственное, инфраструктурное, рекреационное, информационное и социальное пространство, механизм их устойчивого развития должен основываться на достижении основных ориентиров в экономической, социальной, экологической, институциональной сферах развития сельских территорий при рациональном их взаимодействии с внешним окружением - посредством обеспечения их способности к саморазвитию, эффективности функционирования, гибкости, адаптивности и безопасности.
Необходимо отметить, что состав инструментов механизма устойчивого развития сельских территорий во многом определяется набором целей и направлений развития, на достижение которых направлено действие данного механизма.
Как показывает практика, действующий в настоящее время механизм развития сельских территорий с его нормативно-правовой базой регулирования и государственной поддержки сельских поселений представляет собой набор документов различного уровня, которые не в полной мере обеспечивают правовое решение проблем сельского развития. Прежде всего, это связано с имеющимися недостатками в законодательстве, которое не отвечает потребностям социально-экономического развития страны, и отсутствием системного подхода в принятии нормативных актов.
Исходя из вышеизложенного и учитывая специфику сельского развития, под механизмом устойчивого развития сельских территорий следует понимать интегрированную многоуровневую систему организационных структур, правовых норм, форм, методов управления, определяющих порядок, направленность и сбалансированность взаимодействия организационно-экономических, социально-экологических мероприятий, обеспечивающих рост эффективности сельской экономики, рациональное использование природных ресурсов и повышение уровня и качества жизни сельского населения.
К основным направлениям данного механизма можно отнести:
в экономической сфере - развитие малого и среднего бизнеса, кооперация и интеграция, диверсификация сельской экономики с целью обеспечения занятости и наполняемости бюджета территории;
в социальной сфере - стимулирование демографического роста, повышение доходов и обеспечение сельского населения базовыми социальными услугами;
в институциональной сфере - взаимодействие всех органов власти, мониторинг муниципальных образований, повышение инвестиционной привлекательности территории;
в экологической сфере - обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, стимулирование природоохранной деятельности и др.
Публикации по экономике >>>
Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция
конкурентоспособность хозяйствующий
На современном этапе экономического развития проблема
конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике
государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится
стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области
обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение
конкуренто ...
Коммерческое ценообразование
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический
параметр, характеризующий деятельность предприятия. Ценообразование в
общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой
хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной
торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую
надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания ...