Структурные сдвиги в новой экономике.

Изменение в структуре основных секторов (государственного и частного) и способов хозяйственного регулирования

1.

Изменение масштабов общественного (государственного) сектора. Крупномасштабный и высокоцентрализованный государственный сектор, сложившийся в индустриальную эпоху, все менее соответствует возросшим требованиям новейшей экономики - непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости как первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности. Тормозят развитие и такие недостатки государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция, и т.п. «К началу 80-х годов обнаружились многие слабые стороны взятого во многих странах в 60-е годы курса на создание «государства благосостояния», приведшего к чрезмерному расширению его обязательств». Возникли противоречия между совокупностью технологических, экономических и социальных устоев общества и действующей формой экономической деятельности государства и требует существенного обновления. Вмешательство государства в экономику вышло за рамки основных функций. [8; с. 29].

Постепенно степень вовлеченности государства в хозяйственную жизнь ослабевает и в ходе дерегулирования объектов в ряде отраслей, прежде всего естественных монополистов. В последние десятилетия очевидно, что жесткая, многосторонняя и зачастую детальная до мелочей система регламентаций сдерживает темпы роста, приток нововведений и служит основной причиной низкой эффективности этих отраслей, высокого уровня и быстрого роста цен, ухудшения качества обсуживания, роста потребностей в бюджетных дотациях и т.п.

В процессе дерегулирования, охватившего в той или иной степени транспор, в первую очередь автомобильный и авиационный, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации, электроэнергетику и газоснабжение, хозяйствующие субъекты освобождаются от плотной государственной опеки, начинают руководствоваться рыночными ориентирами, опираясь на организационно-технические нововведения, более полный учет параметров спроса и других сигналов рынка.

Конкретные мероприятия дерегулирования каждой отрасли и каждой страны не сходные, но повсюду в центре изменений - ослабление ограничений по ценообразованию, условиям вхождения на рынок новых производителей и другие пути расширения конкуренции. Вместе с тем немалая самостоятельность менеджмента сочетается с четкими установками государства в социальных и экономических вопросах и увеличением подотчетности по ряду показателей. Компании этого сектора функционируют в рыночной среде, но «на расстоянии вытянутой руки от государства», так как полная свобода конкуренции здесь недопустима, и место государственной монополии может занять не менее опасная частная.

Сокращение государственного сектора способствовало быстрое распространение организационно-хозяйственной модели аутсорсинга, т.е. передачи хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, преимущественно непрофильных, на сторону, где они выполняются более эффективно благодаря преимуществам глубокой специализации, использования новейших технологий и высококвалифицированного персонала.

В кризисах 70-80х годов аутсорсинг стал эффективным механизмом реструктуризации материальной сферы. Впоследствии эта практика распространилась на общественный сектор, придав дополнительный импульс развитию контрактной системы как эффективного аналога сделок рыночного типа в сфере хозяйственного государства.

В настоящее время контрактный механизм используется при государственных закупках товаров и услуг для собственных нужд (например: услуги по проектированию и строительству, уборке и поддержанию административных зданий, услуги банковских и других финансовых учреждений, медицинского страхования государственных служащих и т.п.), а также в сферах военных заказов и НИОКР. В частный сектор отдаются услуги, ранее выполнявшиеся в рамках общественного: городской общественный транспорт, проектирование и строительство зданий и сооружений общественного назначения, строительство и обслуживание инженерных коммуникаций, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено при ...

Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой. Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.