Модели социальной политики на примере стран с
трансформационной экономикой
Также выделяют классификацию моделей социальной политики:. в зависимости от субъекта ответственности:
либеральная модель - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;
корпоративная модель - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;
общественная модель - ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;
патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.
II. в зависимости от степени участия государства:
- благотворительная модель - средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;
административная модель - прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;
стимулирующая модель - косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства. [19]
Страны с переходной экономикой столкнулись с глубоким кризисом - трансформационным спадом. Его причинами послужили как существенные экономические диспропорции, доставшиеся в наследство от КАС, так и дисфункция хозяйственного механизма, обусловленная сочетанием элементов рыночного и государственного управления в переходный период. Поэтому в процессе рыночной трансформации особая роль государства заключается в принятии мер по преодолению трансформационного спада. Прежде всего, это снижение гиперинфляции за счет проведения жесткой денежно-кредитной политики. Необходимо создать независимый профессиональный центральный банк, который бы эффективно боролся с неконтролируемым ростом цен, а также осуществлять сбалансированную бюджетную политику, исключающую финансирование бюджетного дефицита за счет дополнительной эмиссии денег. Борьба с товарным дефицитом, характерным для стран с переходной экономикой, предполагает либерализацию предпринимательской деятельности и внешней торговли. Это позволит в краткие сроки увеличить число продавцов и производителей продукции, а также компенсировать недостаток товаров на рынке соответствующим объемом импорта. Существенную роль должны сыграть государственные меры в социальной сфере, призванные нивелировать негативные последствия роста числа безработных, а также снижения покупательной способности населения, прежде всего малоимущих слоев. [7,с.256-258]
Публикации по экономике >>>
Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О
совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и
внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11
августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в
строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...
Маржинальный анализ и его роль в принятии управленческих решений
маржинальный доход переменный затрата
Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный
(предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между
тремя группами важнейших экономических показателей «издержки - объем
производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании критической и
оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Д ...