Модели социальной политики на примере стран с трансформационной экономикой

Современные страны с переходной экономикой сталкиваются с вызовами постиндустриальной эпохи, для преодоления которых требуется соответствующее преобразование структуры народного хозяйства, создание новых институтов и трансформация уже сложившихся для адаптации к условиям новой экономической реальности. [7,с.258] http://djemka.ru рецепт самогона из Концентрированного яблочного сока.

В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции. Прежде всего, рыночная трансформация предполагает либерализацию экономики, т.е. предоставление экономическим субъектам большей свободы и избавление их от излишней государственной опеки. Таким образом, государство существенно сокращает сферу своего влияния на экономические процессы. В то же время в период экономических реформ необходим единый центр, определяющий стратегические цели и способный своей властью создать условия для обеспечения их достижения. Таким центром может выступить только государство. Поэтому важной функцией государства в переходной экономике является реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институциональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создании правовой базы функционирования рыночной экономики, а также об обеспечении справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. [19]

К странам с переходной экономикой относится 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике. [15]

Рассмотрим социальную политику некоторых стран с переходной экономикой, например: Российской Федерации и Украины.

Современные тенденции, определяющие профиль социальной политики и в России, обусловлены динамично меняющимися потребностями экономического развития. Функции социальной защиты населения остаются ее базовым элементом. [21]

Опережающие темпы роста расходов ведущих государств на цели образования (в сравнении с ростом ВВП) свидетельствуют об осознании правительственными кругами ключевой роли образования в постиндустриальном обществе и повышении национальной конкурентоспособности. По данным Доклада о человеческом развитии 2006 г., в 2002-2004 гг. государственные расходы на образование относительно ВВП составляли в среднем: в России - 3,7%, что в 1,5-2 раза меньше, чем в Норвегии (7,7%), Швеции (7,0%), США (5,9%), Финляндии (6,5%). Тревожной тенденцией остается и существенное отставание динамики заработной платы в сфере образования, размеры которой в 2005 г. составляли всего 63% средней по России заработной платы, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 100%, а в Мексике, к примеру, достигает 142%. [21]

Похожая ситуация наблюдается и в здравоохранении, где совокупные расходы (государственные и частные) России относительно ВВП - 5,6% - уступают аналогичным показателям, например, Бразилии (7,6%), Болгарии (7,5%), а ведущих развитых стран - в 2 раза и более.

Доля зарплаты наемных работников в ВВП России - лишь 27%, тогда как в США - 64%, Швеции - 61%, Германии и Великобритании - 55%. Это свидетельствует не только о недооценке труда, девальвации трудовых источников дохода, но также о крайне низких возможностях для развития социального страхования, в том числе пенсионного, медицинского. По сути, оплата труда превратилась в России в фактор трудовой демотивации и тормоз экономического роста. [21]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее 31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм ПУ-3. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.