Модели социальной политики на примере стран с трансформационной экономикой

Современные страны с переходной экономикой сталкиваются с вызовами постиндустриальной эпохи, для преодоления которых требуется соответствующее преобразование структуры народного хозяйства, создание новых институтов и трансформация уже сложившихся для адаптации к условиям новой экономической реальности. [7,с.258]

В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции. Прежде всего, рыночная трансформация предполагает либерализацию экономики, т.е. предоставление экономическим субъектам большей свободы и избавление их от излишней государственной опеки. Таким образом, государство существенно сокращает сферу своего влияния на экономические процессы. В то же время в период экономических реформ необходим единый центр, определяющий стратегические цели и способный своей властью создать условия для обеспечения их достижения. Таким центром может выступить только государство. Поэтому важной функцией государства в переходной экономике является реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институциональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создании правовой базы функционирования рыночной экономики, а также об обеспечении справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. [19]

К странам с переходной экономикой относится 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике. [15]

Рассмотрим социальную политику некоторых стран с переходной экономикой, например: Российской Федерации и Украины.

Современные тенденции, определяющие профиль социальной политики и в России, обусловлены динамично меняющимися потребностями экономического развития. Функции социальной защиты населения остаются ее базовым элементом. [21]

Опережающие темпы роста расходов ведущих государств на цели образования (в сравнении с ростом ВВП) свидетельствуют об осознании правительственными кругами ключевой роли образования в постиндустриальном обществе и повышении национальной конкурентоспособности. По данным Доклада о человеческом развитии 2006 г., в 2002-2004 гг. государственные расходы на образование относительно ВВП составляли в среднем: в России - 3,7%, что в 1,5-2 раза меньше, чем в Норвегии (7,7%), Швеции (7,0%), США (5,9%), Финляндии (6,5%). Тревожной тенденцией остается и существенное отставание динамики заработной платы в сфере образования, размеры которой в 2005 г. составляли всего 63% средней по России заработной платы, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 100%, а в Мексике, к примеру, достигает 142%. [21]

Похожая ситуация наблюдается и в здравоохранении, где совокупные расходы (государственные и частные) России относительно ВВП - 5,6% - уступают аналогичным показателям, например, Бразилии (7,6%), Болгарии (7,5%), а ведущих развитых стран - в 2 раза и более.

Доля зарплаты наемных работников в ВВП России - лишь 27%, тогда как в США - 64%, Швеции - 61%, Германии и Великобритании - 55%. Это свидетельствует не только о недооценке труда, девальвации трудовых источников дохода, но также о крайне низких возможностях для развития социального страхования, в том числе пенсионного, медицинского. По сути, оплата труда превратилась в России в фактор трудовой демотивации и тормоз экономического роста. [21]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция конкурентоспособность хозяйствующий На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкуренто ...

Денежная теория К. Маркса и денежные системы 20 века
Карл Маркс - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы Карл Маркс один из величайших философов в истории человечества, заслужено признан самым выдающим экономистом XIX в. Маркс, занимаясь многими н ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.