Проблемы развития автомобильных дорог и формирование модели
транспортно-лесозаготовительного кластера
Неудовлетворительное состояние значительной части сети автомобильных дорог Российской Федерации, включая дороги лесного комплекса, увеличение сверхнормативного воздействия на дорожную одежду постоянно растущего грузового движения, дефицит средств, направляемых на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, привели к необходимости создания системы, позволяющей оптимизировать программу дорожных работ и обеспечить повышение эффективности использования вкладываемых в дороги средств.
В последние годы ежегодные объёмы работ по ремонту автомобильных дорог в лесозаготовительных регионах составляют в пределах 20…25 % от требуемых объёмов, рассчитанных по действующим нормативным срокам. Это вызывает крайне тяжёлые условия работы дорог и их повышенный износ, вызываемый высокой интенсивностью происходящих деградационных процессов.
Рассматривая это явление с экономических позиций, происходящий невосполняемый износ в результате небольших объёмов по ремонту лесовозных автомобильных дорог вызывает резкое уменьшение первоначальной её стоимости - незначительной доли стоимости материалов, способных нормально функционировать при фактической интенсивности движения.
Устранение негативных явлений и решение этих непростых задач требуют самых современных подходов к эксплуатации лесовозных автомобильных дорог и других элементов лесозаготовительного комплекса регионов. Следовательно, актуальность темы исследования определяется необходимостью довести во всех лесозаготовительных регионах эксплуатационное состояние сложившейся сети дорог до уровня требований, обеспечивающих по ним устойчивое движение в любое время года.
В теории и на практике данные вопросы решаются по-разному.
Так, теоретики видят необходимость внедрения методики оптимизации транспортно-технологических связей предприятий лесного комплекса, отличающейся учётом дорожно-транспортных и технологических факторов, условий неопределенности оптимальных решений. Другие исследователи предусматривают оптимизацию дорожного покрытия лесовозных автомобильных дорог, внедрение методик экспресс-контроля состояния участков лесовозных автомобильных дорог
На практике развитие лесозаготовительного комплекса осуществляется на основе Стратегии развития лесного комплекса России до 2020 года, являющегося основным документом перспективного планирования в отрасли. Документ был принят в 2008 году. Его ключевая идея - импортозамещение в сегментах высокомаржинальной продукции за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов.
Для решения поставленной задачи был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Практическая работа по представлению, рассмотрению и утверждению инвестиционных проектов в области освоения лесов в качестве приоритетных началась в 1 квартале 2008 года.
За 2008-2010 годы Минпромторгом России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов. На сегодня в перечне приоритетных 91 проект с общим объемом инвестиций 406,7 млрд. рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн. м3. Из перечня было исключено четыре приоритетных инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 80 млрд. рублей по причине невыполнения инвесторами своих обязательств по реализации проектов.
По отчетам организаций, реализующих проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд. рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд. рублей (55,2 %).
В 2009 введены в эксплуатацию 9 объектов из перечня приоритетных с общим объемом инвестиций 25,4 млрд. рублей, расчетной лесосекой 3,6 млн. куб. м.
В 2010 году ожидался ввод 12 объектов с объемом инвестиций 48,0 млрд. рублей.
Годовой выпуск продукции на введенных за эти годы предприятиях составил 34,3 млрд. рублей, было создано 6200 рабочих мест.
Наибольшую активность по включению инвестиционных проектов в перечень приоритетных проявили предприятия Северо-Западного (26), Сибирского (18) и Приволжского федеральных округов (16).
Наиболее масштабные проекты представлены Сибирским федеральным округом на сумму 164,5 млн. руб., Северо-Западным - 101,6 млн. руб., Центральным - 66,9 млн.руб.
Многие из проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом, с одной стороны, формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду. С другой стороны, нет очевидного влияния именно на лесозаготовительный комплекс. Более того - указанные проекты не связаны с транспортной инфраструктурой данного комплекса.
Публикации по экономике >>>
Коммерческая деятельность предприятия
ИП Папанов успешно работает на рынке Дальнего Востока с 1995 года.
Стремясь всегда находиться в курсе последних инженерных достижений в области
водоснабжения, отопления и очистки воды, компания предлагает своим клиентам
только лучшие, индивидуально подобранные товары.
Целью данной практики являлось закрепление теоретических знаний,
полученных в ходе обучения базовых экономических дисциплин, изучение
организац ...
Исследование о природе и причинах богатства народов
Изучение на любом этапе чего-то оригинального и выдающегося в экономической
науке вызывает, как мне кажется, заметно больший интерес, нежели то, о чём
говорится и пишется, сплошь и рядом на каждом шагу некоторым кругом людей,
связанных каким-то образом с данной сферой. И труды, идеи величайшего
английского экономиста конца XVIII в. Адама Смита, на мой взгляд, можно отнести
именно к таким. Для этого достаточным б ...