Проблемы развития автомобильных дорог и формирование модели транспортно-лесозаготовительного кластера

В отношении темы исследования наибольший интерес представляют лесовозные автомобильные дороги как основной технологический элемент лесозаготовительного производства, связанный с транспортной инфраструктурой. Безусловно, от транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог зависит экономическая доступность лесных ресурсов и эффективность лесозаготовительного комплекса.

К настоящему моменту сформировались новые свойства отрасли транспортной инфраструктуры лесного комплекса, требующие глубинных изменений в процессах проектирования, строительства и эксплуатация дорог:

сложность, иногда взаимная противоречивость требований, которые лесной комплекс предъявляет к дороге (безопасность движения, снижение стоимости строительства, снижение стоимости и энергоёмкости перевозок лесоматериалов, эргономические, экологические требования, надёжность дорожных сооружений и т.п.);

рост объёма потребляемых ресурсов при усиливающихся ограничениях на источник энергии, материалы и др.;

тенденция сокращения сроков реконструкции дорожных сооружений, вызванная ростом автомобилизации, требующая снижения сроков проектирования и повышения транспортно-эксплуатационных качеств дорог.

Прежде всего, необходимо понимать, что в настоящее время в транспортной инфраструктуре Российской Федерации назрела проблемная ситуация из-за несоответствия фактического качества сети автомобильных дорог современным экономическим условиям.

Обследование сети автомобильных дорог, выполненное в 1950-х годах специалистами «СоюздорНИИ», зафиксировало средний срок службы асфальтобетонных покрытий в 16-18 лет. В начале 1980-х годов в результате обследования, повторно проведенного работниками «ГипродорНИИ», срок службы покрытий был определен в 12-14 лет. Сейчас средний срок службы асфальтобетонных покрытий составляет 5-7 лет. Аналогичный анализ по автомобильным дорогам лесного комплекса также подтверждает снижение среднего срока службы дорожных покрытий до 3-5 лет.

Одна из главных причин этого неблагополучного положения - недостаточные объемы планово-предупредительных и профилактических работ, ослабление внимания к содержанию и ремонту лесовозных автомобильных дорог. Причем необходимо понимать, что немалое значение тут имеет и ускоренное старение и деградация дорожных конструкций в условиях существенного несоответствия темпов дорожных работ по модернизации дорог и роста транспортных нагрузок на дорожную сеть. Наибольшие объемы работ по строительству и реконструкции дорог были выполнены в период 60-х и 70-х годов прошлого столетия. В соответствии с действовавшими тогда строительными нормами и правилами дороги рассчитывались на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6…10 т на ось.

Кроме того, что особенно актуально в отношении сферы исследования, дорожные одежды лесовозных автомобильных дорог устраивались с широким применением низкопрочных местных материалов, земляное полотно дорог зачастую возводилось из слабых гумуссированных грунтов придорожной полосы. С учетом этих факторов, и исходя из двадцатилетней продолжительности жизненного цикла дорог, их прочностные характеристики не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.

Необходимость дальнейшего развития сети лесовозных автомобильных дорог, при одновременном поддержании требуемого уровня основных потребительских качеств существующих дорог, по-прежнему на обозримую перспективу ставит перед наукой основную стратегическую задачу - разработка и совершенствование нормативных документов, применение экономичных дорожных конструкций и технологий, повышение надёжности, сроков службы дорог за счёт использования и внедрения современных и качественных дорожно-строительных материалов, передовых методов организации производства дорожных работ.

В стратегии развития лесопромышленного комплекса России на период до 2015 года лесное дорожное строительство занимает одно из ведущих мест. Для повышения доступности лесных ресурсов России и сохранения конкурентоспособности предприятий необходимо создать развитую сеть лесовозных автомобильных дорог высокого качества, так как на долю перевозки древесины автопоездами приходится до 80-90 % от общего объёма транспорта.

Темпы дорожного строительства в России сегодня намного ниже роста автомобильного парка страны. Так, при увеличении численности парка авто­транспортных средств на 10-12% в год, общая протяженность и пропускная способность дорог растет менее чем на 1% ежегодно. Отсутствие необходимого количества дорог - это лишь одна проблема, мешающая развитию экономики. Вторая - их качество. В настоящее время лишь 23% протяженности территориальной дорожной сети соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, не говоря уже о дорогах местного значения, которые редко ремонтируются из-за недостатка финансирования. Это определяет крайне тяжёлые условия работы дорог и их повышенный износ, вызываемый высокой интенсивностью происходящих деградационных процессов. Впрочем, только вложением большего количества денег проблему не решить. Необходимо повышать качество их строительства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются с помощью количественных методом. Основным в изуч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.