Проблемы развития автомобильных дорог и формирование модели
транспортно-лесозаготовительного кластера
В отношении темы исследования наибольший интерес представляют лесовозные автомобильные дороги как основной технологический элемент лесозаготовительного производства, связанный с транспортной инфраструктурой. Безусловно, от транспортно-эксплуатационных качеств лесовозных автомобильных дорог зависит экономическая доступность лесных ресурсов и эффективность лесозаготовительного комплекса.
К настоящему моменту сформировались новые свойства отрасли транспортной инфраструктуры лесного комплекса, требующие глубинных изменений в процессах проектирования, строительства и эксплуатация дорог:
сложность, иногда взаимная противоречивость требований, которые лесной комплекс предъявляет к дороге (безопасность движения, снижение стоимости строительства, снижение стоимости и энергоёмкости перевозок лесоматериалов, эргономические, экологические требования, надёжность дорожных сооружений и т.п.);
рост объёма потребляемых ресурсов при усиливающихся ограничениях на источник энергии, материалы и др.;
тенденция сокращения сроков реконструкции дорожных сооружений, вызванная ростом автомобилизации, требующая снижения сроков проектирования и повышения транспортно-эксплуатационных качеств дорог.
Прежде всего, необходимо понимать, что в настоящее время в транспортной инфраструктуре Российской Федерации назрела проблемная ситуация из-за несоответствия фактического качества сети автомобильных дорог современным экономическим условиям.
Обследование сети автомобильных дорог, выполненное в 1950-х годах специалистами «СоюздорНИИ», зафиксировало средний срок службы асфальтобетонных покрытий в 16-18 лет. В начале 1980-х годов в результате обследования, повторно проведенного работниками «ГипродорНИИ», срок службы покрытий был определен в 12-14 лет. Сейчас средний срок службы асфальтобетонных покрытий составляет 5-7 лет. Аналогичный анализ по автомобильным дорогам лесного комплекса также подтверждает снижение среднего срока службы дорожных покрытий до 3-5 лет.
Одна из главных причин этого неблагополучного положения - недостаточные объемы планово-предупредительных и профилактических работ, ослабление внимания к содержанию и ремонту лесовозных автомобильных дорог. Причем необходимо понимать, что немалое значение тут имеет и ускоренное старение и деградация дорожных конструкций в условиях существенного несоответствия темпов дорожных работ по модернизации дорог и роста транспортных нагрузок на дорожную сеть. Наибольшие объемы работ по строительству и реконструкции дорог были выполнены в период 60-х и 70-х годов прошлого столетия. В соответствии с действовавшими тогда строительными нормами и правилами дороги рассчитывались на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6…10 т на ось.
Кроме того, что особенно актуально в отношении сферы исследования, дорожные одежды лесовозных автомобильных дорог устраивались с широким применением низкопрочных местных материалов, земляное полотно дорог зачастую возводилось из слабых гумуссированных грунтов придорожной полосы. С учетом этих факторов, и исходя из двадцатилетней продолжительности жизненного цикла дорог, их прочностные характеристики не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.
Необходимость дальнейшего развития сети лесовозных автомобильных дорог, при одновременном поддержании требуемого уровня основных потребительских качеств существующих дорог, по-прежнему на обозримую перспективу ставит перед наукой основную стратегическую задачу - разработка и совершенствование нормативных документов, применение экономичных дорожных конструкций и технологий, повышение надёжности, сроков службы дорог за счёт использования и внедрения современных и качественных дорожно-строительных материалов, передовых методов организации производства дорожных работ.
В стратегии развития лесопромышленного комплекса России на период до 2015 года лесное дорожное строительство занимает одно из ведущих мест. Для повышения доступности лесных ресурсов России и сохранения конкурентоспособности предприятий необходимо создать развитую сеть лесовозных автомобильных дорог высокого качества, так как на долю перевозки древесины автопоездами приходится до 80-90 % от общего объёма транспорта.
Темпы дорожного строительства в России сегодня намного ниже роста автомобильного парка страны. Так, при увеличении численности парка автотранспортных средств на 10-12% в год, общая протяженность и пропускная способность дорог растет менее чем на 1% ежегодно. Отсутствие необходимого количества дорог - это лишь одна проблема, мешающая развитию экономики. Вторая - их качество. В настоящее время лишь 23% протяженности территориальной дорожной сети соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, не говоря уже о дорогах местного значения, которые редко ремонтируются из-за недостатка финансирования. Это определяет крайне тяжёлые условия работы дорог и их повышенный износ, вызываемый высокой интенсивностью происходящих деградационных процессов. Впрочем, только вложением большего количества денег проблему не решить. Необходимо повышать качество их строительства.
Публикации по экономике >>>
Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический
Актуальность
темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет,
какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от
двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на
рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием
законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...
Долговая политика государства
Цель работы - выявить негативные тенденции в экономике Украины,
обусловленные влиянием долгового кризиса в странах ЕС, проанализировать
показатели долговой устойчивости Украины.
Ключевые слова: государственный долг, долговая политика
государства, внутренние государственные займы, государственные гарантии.
Долговая политика государства
...