Использование маржинальной концепции для принятия решений по
ценообразованию
Помимо рассмотренных вопросов, маржинальный анализ позволяет получить ответ на многие вопросы, интересующие руководство организации, в том числе определить:
минимальную цену продажи товаров;
наиболее выгодный ассортимент товаров;
влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль организации.
В настоящее время на Западе популярны факторы, относящиеся к спросу, а не к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После того как установлена цена равновесия, организация должна проанализировать затраты и постараться минимизировать их.
В управленческом учете и маржинальном анализе используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены».
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты хозяйствующего субъекта. Этот предел соответствует полной себестоимости предлагаемых товаров.
Краткосрочный нижний предел цены - это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг». Руководство российских экономических субъектов, как правило, недооценивает значение данного показателя.
Так, в некоторых ситуациях при недостаточной загруженности мощности организации привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда установленная цена не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела, что, конечно, не даст возможности экономическому субъекту заработать прибыль, но и не позволит получить убыток. Однако, при этом, компания сумеет повысить свой уровень деловой активности [43, с. 57].
Таким образом, принимая решение относительно дополнительного заказа, предлагаемую цену следует сравнивать с суммой переменных издержек, которые в торговле как правило являются ценой закупки.
Аналогичные преимущество имеет методика маржинального анализа себестоимости отдельных видов продукции. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции по традиционной методике изучают с помощью факторной модели
Сi = Зi / VBПi
где Зi - общая сумма затрат на производство (i-го вида продукции;
VBПi - количество произведенной продукции i-го вида.
При расчете влияния факторов по данной модели предполагается, что объем выпуска продукции и затраты изменяются сами по себе, независимо друг от друга, и что все затраты на единицу продукции находятся в обратно пропорциональной зависимости с объемом производства продукции. В действительности же, с увеличением (уменьшением) объема производства изменяются только постоянные затраты на единицу продукции, переменные затраты при этом остаются на том же уровне.
Отсюда факторная модель себестоимости единицы продукции по методике маржинального анализа выглядит следующим образом:
Сi = (Аi / VBПi) + bi
где Сi - полная себестоимость единицы i-го вида продукции;
Аi - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
VBПi - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;
bi - сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции (усеченная себестоимость продукции).
Преимущество данной модели состоит в том, что она позволяет видеть, насколько велика сумма постоянных затрат, какую долю они занимают в себестоимости изделия и как изменяется их уровень в зависимости от объема выпуска продукции.
В систематизированном виде методика маржинального анализа себестоимости продукции представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Методика факторного анализа себестоимости продукции
Показатель |
Детерминированные факторные модели | |
Традиционные |
Применяемые в маржинальном анализе | |
Общая сумма затрат |
З = Σ(VBПi * Ci ). Недостаток: все затраты изменяются пропорционально объему производства |
З = Σ(VBПi * bi ) + А. Преимущество: позволяет более точно исчислить влияние объема выпуска продукции на общую сумму затрат |
Затратоемкость продукции |
ЗЕ = ((Зобщ / ВП))= (Σ(VBПi * Ci )) / (Σ(VBПi * Цi). Недостаток: объем производства не влияет на затратоемкость продукции |
ЗЕ = ((Зобщ / ВП))=( Σ(VBПi *bi ) + А) / (Σ(VBПi * Цi ). Преимущества: позволяет определить влияние объема выпуска продукции на изменение затратоемкости прдукции. |
Себестоимость отдельных видов продукции |
Сi = Зi / VBПi Недостаток: все затраты на единицу продукции (услуг) сокращаются (увеличиваются) пропорционально объему ее производства |
Сi = (Аi / VBПi) + bi Преимущество: в обратно пропорциональной зависимости с объемом производства находится только постоянные затраты на единицу продукции (услуг) |
Уровень издержек обращения |
УИО = ИОобщ / ТО где УИО - уровень издержек обращения; ИОобщ - сумма издержек обращения; ТО- объем товарооборота. |
УИО = (ИОпост /ТО) + УИОперем. где: УИОперем. -уровень переменных издержек обращения; ИОпост - сумма постоянных издержек. |
Публикации по экономике >>>
Инновационная экономика сущность и основные формы развития
Основной мировой тенденцией формирования современного типа
устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества
является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой
«инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах,
наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и
качественном совершенствовании всех факторов производства. Устойчивая ...
Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В
конце XX
века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития,
основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных
отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства.
Хотя
с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что
предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а
ведь развитие предпринимат ...