Использование маржинальной концепции для принятия решений по
ценообразованию
Цель анализа безубыточности (Cost-volume-profit analysis) или CVP-анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение короткого периода, когда выход продукции предприятия ограничен уровнем имеющихся в настоящее время в ее распоряжении действующих производственных мощностей [24, с. 125].
Необходимо помнить, что:
переменные затраты и продажная цена (и следовательно маржинальный доход) за единицу, как предполагается, не зависят от уровня производства;
постоянные затраты, неменяющиеся при изменении уровня производства, меняются в расчете на единицу, так как при изменении уровня производства постоянные расходы распределяются на большее (или меньшее) число единиц продукции. Так как постоянные затраты на единицу продукции изменяются с уровнем производства, то прибыль на единицу должна также изменяться.
Поэтому CVP-анализ всегда основан на маржинальном доходе на единицу и никогда на прибыли на единицу потому, что прибыль на единицу изменяется каждый раз, как производится больше или меньше изделий.анализ может быть использован для расчета точки безубыточности [27, с. 142].
Точка безубыточности - это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам, т.е. нет ни прибыли ни убытков.
Прибыль (убыток) - это разница между маржинальным доходом (контрибуцией) и постоянными расходами. Таким образом, точка безубыточности находится там, где маржинальный доход равен постоянным затратам [29, с.86]. Имеем следующие соотношения:
Маржинальный доход (МД) = Цена (Ц) - Перемен. затраты (ПерЗ)
СовокупныйМД (СМД) = Объем Ч МД = Объем Ч (Ц - ПерЗ) (1.6)
СМД = Постоянные затраты (ПостЗ) + Прибыль (П)
Соотношение маржинального дохода и объема реализации представляет собой формулу:
Отношение маржинального дохода к реализации (CSR) =
Маржинальный доход/Объем реализации (1.7)
Разница между плановым объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности называется маржой безопасности .
Преимущество графика маржинального дохода как способа представления данных в том, что маржинальный доход на графике выделен и равен расстоянию между линией дохода и линией переменных издержек (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Маржа безопасности
Рис. 1.8. График маржинального дохода
Маржа безопасности показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем компания понесет убытки. С другой стороны, маржу безопасности можно выразить в процентах, исходя из следующего соотношения:
Маржа безопасности (%) = (Объем ожидаемой реализации - Объем
безубыточной реализации) / Объем ожидаемой реализации (1.8)
Значимость маржинального анализа состоит в оценке и обосновании эффективности управленческих решений на основе детального изучения взаимосвязи между тремя основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации - объемом продаж, издержками обращения и прибылью [30, с. 65]. Маржинальный анализ позволяет:
определить точку безубыточности экономического субъекта при существующих внутренних и внешних условиях, а также при секвестировании отдельных статей расходов с позиции оптимального количества и цены продаж;
оптимизировать издержки обращения и выявить отклонения от действующих норм и стандартов;
упорядочить учетную и отчетную документацию;
обеспечить достоверность и «прозрачность» расходов по направлениям деятельности и бизнес-единицам;
контролировать затраты по направлениям деятельности и бизнес-единицам;
повысить оперативность принятия управленческих решений;
создать основу для внедрения в организации управленческого учета и бюджетирования;
определить пороговые значения индикаторов для оценки уровня социально-экономической самодостаточности хозяйствующего субъекта.
В практике маржинального анализа экономистами выделяются несколько показателей эффективности сбыта, основными из которых являются: торговая наценка, маржинальная рентабельность, рентабельность валовой и чистой прибыли. [33, с. 145]. Таковым является маржинальная рентабельность, рассчитывают которую как отношение величины маржинального дохода к сумме реализации за отчетный период.
Маржинальный доход определяется как разница между товарооборотом организации и ее переменными издержками обращения. К переменным издержкам обращения относятся те статьи расходов, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж. Если же убрать из товарооборота переменные издержки обращения, остаются постоянные затраты и чистая прибыль. Таким образом, маржинальный доход - вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли, который приносит основная деятельность хозяйствующего субъекта [36, с. 100].
Публикации по экономике >>>
Мировая практика государственно-частного партнерства в инфраструктурном обеспечении коммунального хозяйства
Контрольная работа на тему «Мировая практика
государственно-частного партнерства в инфраструктурном обеспечении
коммунального хозяйства» по дисциплине «Социальный менеджмент».
Инвестиционные вложения обеспечивают рост ВВП. Как показывает
мировой опыт, в сферах, которые традиционно принадлежат государству и в которые
частный бизнес обычно не допускается, возможно использование частного капитала
на определенных ...
Инновационная деятельность предприятий
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от
подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных
условиях осуществлять специальную экономическую политик ...