Использование маржинальной концепции для принятия решений по
ценообразованию
Используя выше сказанное, представим порядок расчета чистой прибыли хозяйствующего субъекта в виде следующей математической формулы:
Чистая прибыль = (Доходы - Переменные расходы) - Постоянные
расходы = Маржинальная прибыль - Постоянные расходы. (1.9)
Анализируя данную формулу, можно сказать, что существует два основных способа повышения прибыли:
увеличение маржинальной прибыли;
сокращение постоянных расходов.
Наиболее простой путь - рост маржинального дохода, т.к. в эффективной компании постоянные расходы находятся на достаточно разумном уровне, и потенциал их снижения невелик по сравнению с возможностями роста маржи.
С целью поиска резервов роста маржинальной прибыли, рассмотрим алгоритм ее формирования.
Технология расчета маржинального дохода следующая:
. По итогам периода анализа (как правило, 1 месяц) определяется средняя отпускная цена на конкретный вид товара.
. Определяется перечень и структура переменных затрат на объём продаж за этот период.
. Определяется сумма затрат (в денежном выражении) по каждому виду товара.
. Определяется общая сумма переменных затрат на данный объем выпуска и доля каждой статьи затрат в общем итоговом показателе.
. Определяется себестоимость 1 единицы данных товаров.
. Определяется маржинальный доход как разница между отпускной ценой и себестоимостью одной единицы товара.
Добавляя в расчет маржинального дохода торговую наценку, получаем следующую формулу расчета маржинальной прибыли:
Маржинальная прибыль = Товарооборот - Товарооборот / (1 +
+Торговая наценка) - Переменные расходы
Значит, чтобы увеличить маржинальный доход, следует увеличить товарооборот, повысить торговую наценку или сократить переменные затраты. Либо сделать все перечисленное одновременно. Исчислять маржинальный доход можно как в целом по организации, так и отдельно по каждому виду товара. В этом во многом и состоит сущность маржинального анализа. Результат расчета маржинальной прибыли по видам продукции - информация для принятия управленческих решений по данному виду продукции.
При многономенклатурной продаже анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды товаров, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно (или убыточно) продавать.
Т.е., маржинальный анализ позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания «предельной (потенциальной) прибыльности» различных видов товаров и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.
В отдельных случаях в организации складывается ситуация, когда хозяйствующий субъект имеет по отдельным товарным позициям отрицательный результат, т.е. маржинальная прибыль равна нулю. В такой ситуации руководство экономического субъекта, как правило, принимает одно из следующих управленческих решений, что является его грубейшей ошибкой в управлении:
. Исключение данного продукта из ассортимента.
. Повышение отпускной цены на данный вид товара.
. Снижение или оптимизация структуры его себестоимости.
. Снижение объема продаж до минимально необходимого (в случае, когда магазины, например, требуют наличия данного вида в ассортименте).
. Признание убытка по данному виду товаров. Учёт отрицательного маржинального дохода в качестве затрат на продвижение других видов продукции.
. Повышение отпускных цен на другие виды товарной продукции (например, наиболее рентабельные).
Экономистами доказано, что если изделие приносит положительный маржинальный доход, то исключение его из ассортимента предлагаемых товаров лишь ухудшит финансовое положение организации, т.к. относимые к данному виду товара постоянные расходы будут автоматически распределены между остальными видами товаров, что может привести к тому, что они станут нерентабельны [38, с. 165].
Рассмотренные показатели дают возможность в целом рассмотреть деятельность организации, тогда как при принятии наиболее оптимальных управленческих решений, касаемых ценообразования по отдельным видам продукции следует знать удельную маржинальную рентабельность, которую рассчитывают как отношение маржинальной рентабельности к продолжительности финансового цикла товара.
Финансовый цикл - это время с момента оплаты поставщикам купленных товаров (погашение кредиторской задолженности), до момента получения денег от покупателей за отгруженные товары (погашение дебиторской задолженности). Из этого времени вычитают период от покупки товаров до их оплаты [41, с. 132].
Допустим, компания торгует двумя видами товаров. Рассчитав маржинальную рентабельность, специалисты получили: для товара «А» ее значение в размере 47%, товара «Б» - 316%. Длительность финансового цикла соответственно составила - 32 и 46 дней. Тогда, удельная маржинальная рентабельность для товара «А» равна 1,46%, для товара «Б» - 6,87%. Исходя из полученных сведений, фирма принимает решение сократить длительность финансового цикла товара «А» и снизить объем его продаж. Расходы на него уменьшатся в соответствующей пропорции. Данные о маржинальной рентабельности не покажут никаких изменений. А показатель удельной маржинальной рентабельности возрастет, поскольку числитель останется прежним, а знаменатель снизится.
Публикации по экономике >>>
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует
формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования,
произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее
реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на
экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...
Качественная оценка надежности процессов
Вариант
8
Уровни В
Уровни А
Среднее значение по строкам
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
С1
32 35 38 40 30
29 42 37 32 45
39 49 29 35 43
43 38 44 50 45
63 60 66 70 56
43,6
С2
30 33 36 40 26
...