Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины
До 1990 г. Индия проводила политику импортозамещения, но после кризиса, вызванного выплатами по внешним обязательствам, руководство страны приняло решение изменить торговую политику, повысив лояльность к иностранным компаниям. В стране провели девальвацию национальной валюты, создали условия для притока иностранных инвестиций, снизили уровень государственного участия в экономике, либерализировали импортную и экспортную политику, урегулировали законодательную базу, снизили регуляторное давление со стороны государства, провели реформу в сфере налогообложения.
Кроме стремления к самодостаточности, фармацевтическая промышленность Индии была также ориентирована на экспорт. Так, в 2000 г. объем экспорта впервые превысил 1,5 млрд. дол. В 1995 г. Индия вступила в ВТО, условия договора с которой допускали, что до 2005 г. страна внесет изменения в патентное законодательство, в частности, предоставит возможность патентовать лекарственные средства более чем на 20 лет.
Следует отметить, что можно проследить тенденцию, в соответствии с которой страны внедряют стратегию импортозамещения при экономическом подъеме и отказываются от нее, когда сталкиваются с финансовыми трудностями.
Апологетом политики импортозамещения в странах СНГ сейчас является Россия, где эта стратегия реализуется с помощью локализации производственных мощностей крупных зарубежных компаний. Также международные компании могут рассчитывать на разные преференции при госзакупках их продукции. По приблизительным оценкам, общий объем инвестиций в российский фармацевтический рынок в рамках данной стратегии составляет приблизительно 815 млн. евро.
Таким образом, каждая страна избирает свой путь: одни проводят политику, направленную на увеличение экспорта - это интенсивный вариант улучшения торгового баланса, другие же снижают объем импорта - это экстенсивный путь.
Выводы
Поддерживая тезис о необходимости перехода отечественной фармацевтической отрасли к стратегии импортозамещения - необходимого условия для дальнейшего развития фармацевтического рынка Украины, - мы считаем, что этот процесс должен осуществляться взвешенно, с минимизацией возможных отрицательных последствий для украинских потребителей лекарственных средств. Поэтому вопросы дальнейшего развития фармацевтической промышленности Украины и создания инновационных отечественных лекарственных средств имеют огромное социальное и экономическое значение, поскольку зарубежный опыт реализации подобных стратегий убедительно демонстрирует, что стратегия импортозамещения только тогда может быть эффективной, когда национальная фармацевтическая отрасль на основе собственных ресурсов, научного и производственного потенциала будет в состоянии удовлетворить потребности населения в импортных лекарственных препаратах.
По нашему мнению, стратегию импортозамещения следует рассматривать как часть общей стратегии украинской фармацевтической промышленности, а реализация этих двух стратегий должна осуществляться параллельно и учитывать реальные возможности украинского фармацевтического сектора экономики.
В работе проанализирован зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности. Отмечено, что он может быть использован в Украине в процессе перехода к стратегии импортозамещения на рынке лекарственных средств.
Публикации по экономике >>>
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует
формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования,
произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее
реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на
экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...
Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О
совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и
внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11
августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в
строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...