Анализ инновационной системы Республики Беларусь
Важным фактором уязвимости Беларуси является сложившаяся в стране структура промышленного производства и экспорта, и, в частности, доминирование в ней небольшого числа промышленных предприятий. В результате любое резкое ухудшение внешней среды для отдельных отраслей может привести к серьезным экономическим и социальным потерям.
Ключевую роль в инновационной деятельности играет предпринимательская инициатива. Рост количества малых предприятий в Беларуси (составивший 10,7% только за 2008-2009 годы.) следует рассматривать как положительное явление.
Перспективы инновационной деятельности на малых предприятиях весьма неопределенны. В 1997 году в стране насчитывалось около 600 инновационных предприятий, в 2006 году (318), и к 2010 году его предполагалось довести до 581, однако сейчас только 280 инновационных предприятий, на которых работало около 0,6% от общего количества занятых на малых предприятиях со статусом юридического лица.
Приведенный выше краткий обзор деятельности подсистем науки и бизнеса как компонентов НИС позволяет сделать следующие выводы:
• В Беларуси сохранился значительный научно-исследовательский потенциал, в основном ориентированный на обслуживание традиционных отраслей экономики, представленных небольшим числом предприятий;
• Доминирующее положение крупных предприятий и ориентированного на их обслуживание научно-исследовательского потенциала обуславливает крайне высокую зависимость НИС от небольшого количества отраслей, предприятий и экспортных позиций.
• Несмотря на небольшой рост доли ЕС в структуре белорусского экспорта (главным образом за счет нефтепродуктов), платежеспособный потребительский спрос как движущий фактор инноваций ограничен внутренним рынком и рынками постсоветских стран;
• Основными угрозами являются старение кадрового потенциала науки, «утечка мозгов», слабая фондовооруженность и ограниченные возможности белорусских ученых отслеживать последние достижения науки и техники.
Деятельность инновационной инфраструктуры регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, включая:
• «Об основах государственной научно-технической политики»;
• «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
• Указ Президента «О парке высоких технологий»;
• Указ Президента «О создании научно-практических центров Национальной академии наук Беларуси и некоторых мерах по осуществлению научной деятельности»;
• Указ Президента « «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы»»;
• Указ Президента «О порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры;
• Указ Президента «О налогообложении высокотехнологичных организаций»;
• Указ Президента «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Приоритетность создания инновационной инфраструктуры закреплена Указом Президента от 2007 года и Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 годы. Государственной программой установлены целевые показатели роста численности субъектов инфраструктуры. Программа также предусматривает создание трех новых венчурных организаций. Запланирован рост численности по каждому большинству видов субъектов.
Инновационная инфраструктура Беларуси представлена более чем 80 организациями. В Беларуси действует девять научно-технологических парков, из которых только три официально имеют этот статус: технопарк Метолит на базе БНТУ, Минский региональный центр инноваций и Брестский центр науки и технологий. По оценочным данным, на долю всех девяти технопарков приходится всего 1% от общего объема производства инновационной продукции.
Технопарки обычно объединяют сразу несколько видов посредников. Например, в Технопарке Могилев действует информационно-консалтинговый центр, инкубатор малого предпринимательства, бизнес-инновационный центр, центр трансферта технологий и специализированный информационный центр в области энергоэффективности. В технопарке насчитывается 23 фирмы-арендатора. Годовой товарооборот составляет 10 млрд. рублей, сумма налоговых отчислений в республиканский бюджет - около 2,5 млрд, Технопарк Метолит (г. Минск) имеет аналогичную структуру. Помимо перечисленных подразделений, здесь действует Центр маркетинговой поддержки. На территории парка расположены 13 фирм - арендаторов. Годовой товарооборот составляет 11,2 млрд. руб., налоговые отчисления в республиканский бюджет - 2,8 млрд. руб.
Публикации по экономике >>>
Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О
совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и
внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11
августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в
строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...
Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее
мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка,
является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически
слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение,
состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос
потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Конкуренция выпол ...