Анализ инновационной системы Республики Беларусь

Программа инновационного развития принимается централизованно, но в процессе ее разработки учитываются предложения всех заинтересованных сторон, в частности министерств, органов власти областного уровня, государственных концернов. В свою очередь, министерства и региональные власти собирают предложения от подчиненных им структур.

В то же время, анализ состава заинтересованных сторон, представивших предложения, позволяет сделать следующие наблюдения:

• Научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные) в основном выполняются институтами Национальной академии наук (соответственно 90% и 70%).

• В качестве заинтересованных сторон в основном выступают организации государственной формы собственности и крупные предприятия.

• Координация работ осуществляется в значительной мере по линии отраслей.

Приведенные выше данные свидетельствуют о высокой приоритетности инновационной деятельности в политике государства. Это существенное достижение Беларуси, учитывая, что целый многие страны не смогли включить инновационную деятельность в число приоритетов государства. Еще одним положительным моментом является концентрация координирующих функций в руках одного органа власти - Государственного комитета по науке и технологиям.

В то же время, отраслевая направленность Программы и состава участников свидетельствует о преобладании ведомственного подхода к принятию решений и вертикальных информационных связей. Инновации в современной экономике требуют большего развития горизонтальных связей. Развитие горизонтальных связей соответствует пониманию НИС как сети разнообразных участников, от взаимодействия которых зависит ее эффективность.

Отбор проектов, подлежащих финансированию, возложен на Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ). После утверждения предлагается подавать проектные заявки в рамках утвержденных подпрограмм. По одной и той же тематике может быть подано несколько конкурирующих заявок. В результате часть заявок отклоняется. Отбор заявок координируется ГКНТ, на который возлагается общая ответственность за его результаты. Описанный выше состав заинтересованных сторон, а также преобладание отраслевых механизмов координации создают определенные трудности для развития предпринимательского сектора в сфере инноваций и не всегда способствует укреплению связей между наукой и производством.

Отбор заинтересованных сторон и выделение ресурсов по принципу ведомственной принадлежности не способствует должному развитию горизонтального сотрудничества, в частности между министерствами и ведомствами.

Программа содержит обширный перечень подпрограмм и мероприятий, реализуемых на различных уровнях. Это обеспечивает высокую степень детализации, но создает трудности для управления, мониторинга и оценки.

Важной задачей межведомственного характера, не обозначенной в Государственной программе инновационного развития, является формирование предпринимательского духа у молодых людей. По данным некоторых исследований, молодые люди Беларуси не рассматривают предпринимательство как перспективную карьеру. Во многих странах она решается в рамках горизонтальных подходов, с участием предпринимателей и привлечением частного капитала. Следует также учитывать, что эффективность подобных усилий зависит от создания в стране благоприятной деловой среды.

Беларусь располагает значительным научным потенциалом, 80% которого сосредоточено в Национальной академии наук и научно- исследовательских и конструкторских организациях министерств промышленности, образования и здравоохранения. Фундаментальные исследования проводятся главным образом в Национальной академии наук, а большая часть конструкторских и внедренческих работ выполняется в организациях системы Министерства промышленности.

За последние десять лет доля научных работников в возрасте 30-39 лет снизилась почти вдвое (с 30 до 15%), а доля лиц старше 60 лет выросла в шесть раз. Авторитет и общественный статус ученых по-прежнему велики, но престиж профессии ученого снижается. В Беларуси стоимость научно-исследовательского оборудования на одного исследователя составляет всего $80, что во много раз ниже, чем в других развитых странах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Малый инновационный бизнес в Беларуси
Проанализировав современное состояние экономики РБ, становится ясно, что у нашей страны имеется ряд проблем, которые нужно решать. Это проблемы рентабельности предприятий, конкурентоспособности товаров и услуг, безработицы, инфляции, возникшей из-за ряда проблем, главной из которых является отрицательное сальдо, сложившееся из-за огромного импорта и слабого экспорта (небольшого по размерам из-за низкой конкурен ...

Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой. Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.