Анализ инновационной системы Республики Беларусь

Программа инновационного развития принимается централизованно, но в процессе ее разработки учитываются предложения всех заинтересованных сторон, в частности министерств, органов власти областного уровня, государственных концернов. В свою очередь, министерства и региональные власти собирают предложения от подчиненных им структур.

В то же время, анализ состава заинтересованных сторон, представивших предложения, позволяет сделать следующие наблюдения:

• Научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные) в основном выполняются институтами Национальной академии наук (соответственно 90% и 70%).

• В качестве заинтересованных сторон в основном выступают организации государственной формы собственности и крупные предприятия.

• Координация работ осуществляется в значительной мере по линии отраслей.

Приведенные выше данные свидетельствуют о высокой приоритетности инновационной деятельности в политике государства. Это существенное достижение Беларуси, учитывая, что целый многие страны не смогли включить инновационную деятельность в число приоритетов государства. Еще одним положительным моментом является концентрация координирующих функций в руках одного органа власти - Государственного комитета по науке и технологиям.

В то же время, отраслевая направленность Программы и состава участников свидетельствует о преобладании ведомственного подхода к принятию решений и вертикальных информационных связей. Инновации в современной экономике требуют большего развития горизонтальных связей. Развитие горизонтальных связей соответствует пониманию НИС как сети разнообразных участников, от взаимодействия которых зависит ее эффективность.

Отбор проектов, подлежащих финансированию, возложен на Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ). После утверждения предлагается подавать проектные заявки в рамках утвержденных подпрограмм. По одной и той же тематике может быть подано несколько конкурирующих заявок. В результате часть заявок отклоняется. Отбор заявок координируется ГКНТ, на который возлагается общая ответственность за его результаты. Описанный выше состав заинтересованных сторон, а также преобладание отраслевых механизмов координации создают определенные трудности для развития предпринимательского сектора в сфере инноваций и не всегда способствует укреплению связей между наукой и производством.

Отбор заинтересованных сторон и выделение ресурсов по принципу ведомственной принадлежности не способствует должному развитию горизонтального сотрудничества, в частности между министерствами и ведомствами.

Программа содержит обширный перечень подпрограмм и мероприятий, реализуемых на различных уровнях. Это обеспечивает высокую степень детализации, но создает трудности для управления, мониторинга и оценки.

Важной задачей межведомственного характера, не обозначенной в Государственной программе инновационного развития, является формирование предпринимательского духа у молодых людей. По данным некоторых исследований, молодые люди Беларуси не рассматривают предпринимательство как перспективную карьеру. Во многих странах она решается в рамках горизонтальных подходов, с участием предпринимателей и привлечением частного капитала. Следует также учитывать, что эффективность подобных усилий зависит от создания в стране благоприятной деловой среды.

Беларусь располагает значительным научным потенциалом, 80% которого сосредоточено в Национальной академии наук и научно- исследовательских и конструкторских организациях министерств промышленности, образования и здравоохранения. Фундаментальные исследования проводятся главным образом в Национальной академии наук, а большая часть конструкторских и внедренческих работ выполняется в организациях системы Министерства промышленности.

За последние десять лет доля научных работников в возрасте 30-39 лет снизилась почти вдвое (с 30 до 15%), а доля лиц старше 60 лет выросла в шесть раз. Авторитет и общественный статус ученых по-прежнему велики, но престиж профессии ученого снижается. В Беларуси стоимость научно-исследовательского оборудования на одного исследователя составляет всего $80, что во много раз ниже, чем в других развитых странах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой площади в городе Тюмень. В годы основания производственная мощность организации составляла 25 тыс. жилья в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном исполнении. С каждым г ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.