Анализ инновационной системы Республики Беларусь
инновация национальный международный экономика
В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение экономики, основанной на науке и технологиях. В рамках данного курса в стране принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений правительства и множество иных нормативно-правовых актов.
С принятием в 2007 году Государственной программы инновационного развития стратегической целью стало - построение в Беларуси инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, устойчивой и социально-ориентированной экономики. Значительная часть программы посвящена описанию Национальной инновационной системы и механизмов ее деятельности. В состав Инновационной системы Республики Беларусь входят:
• Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственного
управления;
• Национальные стратегические приоритеты и их реализация в программах всех уровней;
• Распределение обязанностей на национальном, региональном, местном и институциональном уровнях по управлению, организации и контролю за выполнением программ.
Государственная программа инновационного развития является итогом сложных процессов планирования и координации, составляет основу для реализации государственных программ и проектов.
Ведущая роль при принятии решений связанных с направлениями и финансированием инноваций отводилась Государственному комитету по науке и технологиям. Комитет осуществлял научную и техническую экспертизу программ и проектов, а также отвечал за координацию и консолидацию рабочих планов и предложений министерств, государственных комитетов и иных ведомств, Академии наук и прочих организаций национального уровня, занимающихся инновационной и научно- исследовательской деятельностью за счет средств государственного бюджета
Итогом данного процесса служит перечень мероприятий для реализации в период действия программы, содержащий также информацию по планируемым объемам финансирования.
Мероприятия Программы содержат три группы:
. Создание высокоприоритетных производств на новых предприятиях;
. Создание новых производств на действующих предприятиях;
. Модернизация существующих производств на основе новых и высоких технологий. Описанная структура мероприятий предполагает, что большинство из них являются инвестициями или поэтапными инновациями.
Первый уровень представлен государственными научно-исследовательскими программами как по фундаментальным, так и по прикладным наукам. Координация и организация их выполнения возложены на Академию наук. Всего разработано 40 программ, из которых шестнадцать намечены к реализации в 2011-2015 годах.
Ко второму уровню относятся государственные научно-технические программы по приоритетным направлениям, установленным указами Президента. Координатором реализации программ выступает Государственный комитет по науке и технологиям.
Программы двух уровней объединены в Государственные целевые комплексные научно-технические программы в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности. Основная цель подобного объединения - улучшить координацию между научными исследованиями и разработать технологии на основе полученных результатов. В 2010 году выполнялось 11 комплексных программ, в состав которых входили 33 государственные научно-исследовательские программы и 27 государственных научно-технических программ. На 2011-2015 годы запланирована реализация 12 комплексных программ, объединяющих 18 программ первого уровня и 28 программ второго уровня.
К третьему уровню отнесены государственные программы по социальным и экономическим вопросам, принимаемые на уровне Президента и Правительства и имеющие достаточно выраженный отраслевой характер.
Бюджетное финансирование составляет 85% стоимости программ первого уровня и 50% - программ второго уровня. В зависимости от направленности программ третьего уровня часть из них финансируется из бюджета в полном объеме, а часть реализуется полностью за счет внебюджетных средств. Наиболее значимые для инновационной деятельности программы первого и второго уровней включены в Государственную программу инновационного развития без изменения условий финансирования.
Публикации по экономике >>>
Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса
Актуальность
темы исследования.
Лесозаготовительная
промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно
данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной
промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у
признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической
промышленности. Россия является мировым лидером ...
Коммерческая деятельность предприятия
ИП Папанов успешно работает на рынке Дальнего Востока с 1995 года.
Стремясь всегда находиться в курсе последних инженерных достижений в области
водоснабжения, отопления и очистки воды, компания предлагает своим клиентам
только лучшие, индивидуально подобранные товары.
Целью данной практики являлось закрепление теоретических знаний,
полученных в ходе обучения базовых экономических дисциплин, изучение
организац ...