Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)

Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии региона, города и предприятий в частном. Конкуренция нашла отражение в розничной торговле и в сфере управления, и в региональном потребительском рынке с многообразным ассортиментом товаров.

Понятие конкуренции является одним из базовых понятий экономической теории. Его первоначальное использование в качестве микроэкономической категории, как критерия качественной характеристики рыночных отношений микроэкономических субъектов и формирования соответствующей типологии рынков, в дальнейшем было распространено на макроэкономические субъекты и отношения, складывающиеся между ними. Именно благодаря конкуренции невидимая рука рынка вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу.

В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются, друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди - они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.

Конкуренция - это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.

Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка - недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Федеральный закон - О защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п.

Исследование конкуренции и конкурентоспособности всегда занимало исключительно важное место в умах ученых. Наиболее глубокое и системное исследование сущности конкуренции и конкурентных отношений нашло отражение в рамках классической и неоклассической экономической школы. Этим вопросам посвящены работы авторов-классиков экономической науки: Дж. Стюарта, Дж. С. Милля, У. Сениора, Ж.Б. Сэйя, Т. Мальтуса, А. Маршалла, Дж.Б. Кларка, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона и др. Также исследование вопросов конкуренции занимает немаловажное место в рамках классических и неотехнологических теорий международной торговли - в работах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Улина, Р. Вернона, М. Познера, Б. Балассы и др.

Изучению отдельных вопросов конкурентоспособности стран и регионов в контексте формирования и развития политико-экономической структуры мирового хозяйства посвящены работы ряда авторов геополитических теорий и концепций, среди которых следует назвать Ф. фон Ратцеля, Р. Челлена, Ф. Наумана, Х. Макиндера, К. Хаусхофера, Н. Спайкмена, С. Коэна и др.

Наиболее значительный вклад в исследование конкуренции и конкурентных отношений в целом, и межрегиональной конкуренции, в частности, на современном этапе внесли авторы теорий конкурентоспособности в условиях глобализации, концепций цепочки добавления стоимости, кластерных и других прикладных теорий: Б. Гарретт, Дж. Даннинг, Г. Джереффи, П. Дюссож, Р. Каплински, Ф. Котлер, М. Лоренц, П. Маскелл, М. Портер, С. Резенфельд, М. Симагути, М. Сторпер, Д. Хамфри, Э. Шмитц, М. Энрайт и др.

Что касается российской школы теории конкуренции и конкурентоспособности, то, можно сказать, что она на сегодняшний день находится в стадии формирования. По сути, ее теоретико-методологическую базу составляют разработки советской школы экономической географии. К ним следует отнести, прежде всего, концепции территориально-производственных комплексов, энергопроизводственных циклов и экономического районирования, основанные на использовании пространственно-временного и воспроизводственного методологических подходов. Это дает основания ряду авторов считать современную российскую школу территориальной конкуренции, в некоторой степени, правопреемницей советской школы экономической географии.

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства. Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Эта тема очень актуальна в наше время, так как положение, в котором находится Россия, выдвигает на первый план решение проблемы повышение конкурентоспособности предприятий в области. Для многих предприятий главная проблема заключается в том, чтобы конкурентные преимущества, пребывающие в форме ресурсов и способностей, преобразовать и реализовать на рынке и тем самым создать стратегические факторы успеха. Различия в плане предоставления услуг влияют на положение предприятия в конкурентной борьбе лишь в том случае, если они могут быть трансформированы в дифференциацию продуктов и затронут параметры, имеющие решающее значение для покупателя.

Объектом исследования является региональная конкуренция в экономическом развитии страны (на примере предприятия)

Предметом исследования является понятие, содержание и особенности формирования конкуренции на рынке.

Цель исследования, проследить, как и при каких обстоятельствах возникают региональная конкуренция, и какое влияние они оказывают на предприятие. В качестве предприятия взято - ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева» которое чутко реагирует на изменения торгового рынка островитян.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основные характеристики конкуренции: понятие, черты и особенности;

- раскрыть Закон о защите конкуренции и конкурентные преимущества;

определить конкурентоспособность продукции;

на примере регионального предприятия ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината им. И.И. Кацева» рассмотреть конкуренцию в регионе;

- раскрыть особенности конкуренции на хлебокомбинате им. Кацева;

обозначить пути совершенствования методов конкуренции на предприятии.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в результате проделанной работы рассмотрены вопросы касаемые конкуренции в экономическом развитии страны и региона, которые можно использовать для анализа деятельности предприятий.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций при изучении конкурентоспособности предприятий, как на региональном, так и общероссийском рынке.

Структура работы определяется ее исследовательскими задачами, обусловлена характером используемых источников и состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложений.

Основная часть

    Публикации по экономике >>>

    Качественная оценка надежности процессов
    Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

    Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
    В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добив ...

    Новая экономика

    Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

    Сущность новой экономики

    При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

    Принципы «новой экономики»

    Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

    Сдвиги в новой экономике

    Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.