Абсолютная и относительная оценка независимости предприятия от внешних источников

К постоянным финансовым расходам принято относить расходы по уплате процентов за пользование ссудами и займами, а также расходы по финансовой аренде.

Постоянные финансовые расходы в части процентов по займам и кредитам формально выделены в отдельную статью в форме №2. Эти расходы сопоставляются с прибылью до вычета процентов и налогов; соответствующий показатель носит название коэффициента обеспеченности процентов к уплате (TIE).

= Прибыль до вычета процентов и налогов/Проценты к уплате (12)

Значение этого коэффициента должно быть больше единицы (100%), в противном случае коммерческая организация не сможет в полном объеме рассчитаться с внешними инвесторами по текущем обязательствам.

Если в знаменателе TIE добавить расходы по долгосрочной аренде, то соответствующий показатель будет называться коэффициентам покрытия постоянных финансовых расходов (FСС).

FСС =Прибыль до вычета процентов и налогов/(Проценты к уплате +

+Расходы по финансовой аренде) (16)

Снижение величины значений коэффициентов TIE и FСС свидетельствует о повышении степени финансового риска. Эти показатели тесно связаны с уравнением финансового левериджа. Низкое значение показателей TIE и FСС соответствует с высокой долей заемного капитала. Сочетания значений показателей структуры источников и коэффициентов покрытия варьируют по отраслям. Рисковая доля одной отрасли, для заемного капитала, может не быть рисковой для другой отрасли [7, с. 243].

В настоящее время значения коэффициентов покрытия для российских предприятий рассчитывают в рамках внутреннего анализа, так как согласно нормативным документам основная часть процентов за кредит списывается на себестоимость и входит составной частью в статью «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» в форме №2.

Из вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что не существует единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, репутации предприятия и др. Существует лишь одно правило. Которое «работает» для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью [7, с. 243].

Стоимость чистых активов акционерного общества - этот показатель играет важную роль среди показателей финансового состояния. Согласно ГК РФ этот показатель подлежит рассчитывать ежегодно, а его значение при определенных условиях может оказывать влияние на величину и структуру источников средств и выплату дивидендов. Этот показатель (ЧА) рассчитывается по следующему алгоритму:

ЧА=ВА+ОА - (НДС + ЗУ +САП)-[ЦФ + ДП + (КП - ДБП - ФП)] (14)

Где ВА - внеоборотные активы (стр. 190);

ОА - оборотные активы (стр. 290);

НДС - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

ЗУ - задолженность учредителей по взносам в уставной капитал;

САП - собственные акции, выкупленные у акционеров;

ЦФ - целевые финансирование и поступления;

ДП - долгосрочные пассивы;

КП - краткосрочные пассивы;

ДБП - доходы будущих периодов;

ФП - фонды потребления.

Ориентировочно величина чистых активов может быть найдена как разность между собственным капиталом и суммой накопленных убытков. Чистые активы - это часть активов общества (в стоимостном выражении), которая остается доступной к распределению среди акционеров после расчетов со всеми кредиторами в случае ликвидации общества. Это утверждение условно, так как расчет ЧА выполняется по данным текущего баланса, тогда в случае ликвидации общества принимают во внимание ликвидационный баланс, т. е. баланс составленный с использованием текущих рыночных оценок [4, с. 244].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Логистические процессы на предприятии
Эффективность функционирования производственного предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных потоков (материалов, комплектующих по кооперации, полуфабрикатов и т.п.), а также от правильности решений по управлению этими потоками. Как следствие, процессы продвижения производственных потоков на них непрерыв ...

Методы прогнозирования ООО Ритейл групп
Прогнозирование является одним из основных звеньев процесса стратегического управления, в связи с тем, что если мы не можем прогнозировать ожидаемый ход развития события, предвидеть развитие какой-либо ситуации, довольно сложно ставить достижимые цели, эффективно принимать управленческие решения, оптимизировать работу организации, используя инструменты стратегического менеджмента. Стратегическое управление невоз ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.