Необходимость государственного планирования

В связи со сложностью вопроса переход экономики к государственному планированию следует осуществлять постепенно. Наличие теории - это необходимое, но недостаточное условие успеха. Как и в освоении космоса, в экономике нужны не только свои Циолковский и Королев, но и неизмеримо большие затраты даже на экспериментальную реализацию (проверку) данной идеи в отдельной отрасли материального производства. Циолковские в экономико-математической теории уже есть - это Л. Канторович, Дж. Данциг, Н. Федоренко, А. Аганбегян, В. Новожилов, В. Глушков и другие. Остановка - за Королевыми! Постепенно перейти на государственное планирование экономики - значит начать с более простого, например, с топливно-энергетического комплекса, тем более, что большинство его предприятий пока находятся в собственности государства, а Министерство энергетики и угольной промышленности Украины хоть и составляет материальные балансы по своей продукции, однако не использует для управления ими цены, балансирующие спрос и предложение.

То же самое можно сказать и о разных национальных комиссиях регулирования отраслей. Например, о НКРЭ - в электроэнергетике, НКРС - в связи, НКРЖ - в ЖКХ. Правда, и они в своей работе при регулировании цен (тарифов) руководствуются не достижением с их помощью баланса между спросом и предложением, а так называемыми нормальными (оправданными) затратами и нормальным уровнем рентабельности (хотя это в условиях действия в рыночной экономике закона спроса и предложения недопустимо: цены следует определять на основе спроса и предложения, а не на основе только затрат). Практика определения цен на основе затрат в советское время очень часто показывала свою неэффективность (например, очереди, блат). Это, конечно, не относится к ценам на основе замыкающих затрат, как это было предусмотрено в СОФЭ (системе оптимального функционирования экономики) Н. П. Федоренко. Потом к этому процессу могут подключиться и частные предприятия, если они хотят точнее согласовывать между собой свои планы и прогнозы (к примеру, предприятия, курируемые Минагропромом Украины). Вместе с тем трудно согласиться с мнением В. Мамутова и А. Ющика, что "государство не определяет сферу и масштабы производственных программ частных предприятий". Оно должно это делать, но, естественно, на основе рыночных механизмов, обеспечивающих совпадение частных и государственных интересов. В известной степени это делается и сейчас при расширении компаний после приватизации. Например, группа Р. Ахметова недавно приобрела предприятия энергетики, что упрощает ей согласование (планирование) их работы с ранее приватизированными предприятиями угольной промышленности. Такие процессы происходят и в других вертикально интегрированных системах. Известные попытки делаются и различными ассоциациями, такими как "Укрцукор", "Укролія" и др. Простейшая координация (планирование) проводится в случае заключения договоров между поставщиком и потребителем. Но автономное согласование спроса и предложения только между двумя предприятиями (АО) с большой вероятностью может привести к их перезаключению, когда будет пройдена цепочка прямых связей "поставщик - потребитель" и может выясниться, что конечный потребитель (население) не сможет приобрести то количество авто, на которые рассчитывал ЗАЗ, и возникнет обратная связь по всей цепи "поставщик - потребитель" в направлении к сырьевым отраслям, и все надо будет повторить сначала.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпри ...

Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.