Теоретические аспекты прогнозирования
Выбор конкретного метода прогнозирования во многом зависит от наличия и качества информационной базы. В данном случае важен принцип наблюдаемости, который обеспечивает исследователя по возможности достаточными и достоверными статистическими данными. В некоторых случаях, особенно на уровне микроэкономики, менеджеры принимают решения в условиях избыточной информации. Поэтому при разработке преимущественно оперативных и краткосрочных прогнозов актуальным становится мониторинг необходимых и надежных данных. Эта проблема может быть решена с использованием современных информационных технологий.
Основными функциями прогнозирования социально-экономических систем являются:
. Анализ процессов и тенденций;
. Исследование связей социально-экономических явлений в развитии объекта прогнозирования в конкретных условиях в определенном периоде;
. Оценка объекта прогнозирования;
. Выявление альтернатив развития;
. Оценка последствий принимаемых решений;
. Накопление научного материала для обоснованного выбора решений.
Рассмотрим перечисленные функции более подробно.
Анализ экономических, социальных, технологических процессов и тенденций осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз и проспекция.
Под ретроспекцией понимают этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этом этапе ведут сбор, хранение и обработку информации, других источников, необходимых для прогнозирования. Здесь осуществляют оптимизацию как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, уточняют и окончательно формируют структуру и состав характеристик объекта прогнозирования.
Диагноз представляет собой этап прогнозирования, на котором исследуют систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора методов и моделей прогнозирования. На этапе диагноза анализируют объект прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели.
Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывают прогнозы развития объекта, оценивают достоверность, точность или обоснованность прогноза (верификация), а также реализации цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляют недостающую информацию об объекте прогнозирования, уточняют ранее полученную, вносят коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.
Процедура прогнозирования.
Разработку прогноза необходимо вести, соблюдая определенную последовательность действий. Классическая процедура разработки прогноза предполагает ряд последовательных этапов.
. Прогнозное обоснование - формулировка целей, задач, исходных данных о структуре объекта и анализируемых процессах, основных факторов, взаимосвязей, разработка предварительных гипотез о закономерностях развития, о методах и организации процедур прогнозирования.
. Описание внешней среды (прогнозного фона), выявление внешних воздействий на развитие объекта и внутреннего управления, уточнение критериев развития и параметров управления.
. Разработка прогнозной модели, т.е. определение ее структуры и составляющих элементов, установление взаимосвязей между ними, которые позволят проследить закономерности изменения процесса.
. Разработка при возможности альтернативного варианта прогноза на основе применения подходящих методов прогнозирования.
. Оценка достоверности, точности и обоснованности разработанного прогноза, последствий его реализации. Сравнение результатов прогноза с альтернативными вариантами прогноза.
Публикации по экономике >>>
Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды
фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии
и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими
действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников,
формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности
(что и влечет ...
Коммерческая деятельность по сбыту в современных условиях
Работа
предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех
функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом
это касается сферы сбыта готовой продукции.
Сбыт
готовой продукции - это процесс реализации произведенной продукции с целью
превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей.
Тема
данной курсовой работы актуальна в настоящее в ...