Теоретические аспекты прогнозирования

Выбор конкретного метода прогнозирования во многом зависит от наличия и качества информационной базы. В данном случае важен принцип наблюдаемости, который обеспечивает исследователя по возможности достаточными и достоверными статистическими данными. В некоторых случаях, особенно на уровне микроэкономики, менеджеры принимают решения в условиях избыточной информации. Поэтому при разработке преимущественно оперативных и краткосрочных прогнозов актуальным становится мониторинг необходимых и надежных данных. Эта проблема может быть решена с использованием современных информационных технологий.

Основными функциями прогнозирования социально-экономических систем являются:

. Анализ процессов и тенденций;

. Исследование связей социально-экономических явлений в развитии объекта прогнозирования в конкретных условиях в определенном периоде;

. Оценка объекта прогнозирования;

. Выявление альтернатив развития;

. Оценка последствий принимаемых решений;

. Накопление научного материала для обоснованного выбора решений.

Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

Анализ экономических, социальных, технологических процессов и тенденций осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз и проспекция.

Под ретроспекцией понимают этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этом этапе ведут сбор, хранение и обработку информации, других источников, необходимых для прогнозирования. Здесь осуществляют оптимизацию как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, уточняют и окончательно формируют структуру и состав характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз представляет собой этап прогнозирования, на котором исследуют систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора методов и моделей прогнозирования. На этапе диагноза анализируют объект прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывают прогнозы развития объекта, оценивают достоверность, точность или обоснованность прогноза (верификация), а также реализации цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляют недостающую информацию об объекте прогнозирования, уточняют ранее полученную, вносят коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

Процедура прогнозирования.

Разработку прогноза необходимо вести, соблюдая определенную последовательность действий. Классическая процедура разработки прогноза предполагает ряд последовательных этапов.

. Прогнозное обоснование - формулировка целей, задач, исходных данных о структуре объекта и анализируемых процессах, основных факторов, взаимосвязей, разработка предварительных гипотез о закономерностях развития, о методах и организации процедур прогнозирования.

. Описание внешней среды (прогнозного фона), выявление внешних воздействий на развитие объекта и внутреннего управления, уточнение критериев развития и параметров управления.

. Разработка прогнозной модели, т.е. определение ее структуры и составляющих элементов, установление взаимосвязей между ними, которые позволят проследить закономерности изменения процесса.

. Разработка при возможности альтернативного варианта прогноза на основе применения подходящих методов прогнозирования.

. Оценка достоверности, точности и обоснованности разработанного прогноза, последствий его реализации. Сравнение результатов прогноза с альтернативными вариантами прогноза.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Коммерческая деятельность по сбыту в современных условиях
Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Сбыт готовой продукции - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее в ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.