Методы и инструменты государственного регулирования

Методы - это способы воздействия государства на экономику для достижения поставленных целей. Их можно разделить на прямые и косвенные. Прямые воздействуют на экономику, отдельные отрасли, корпорации непосредственно: государственные инвестиции, субсидии, дотации, прогнозирование, планирование, программирование. Косвенные воздействуют на экономику через финансово-кредитную систему, ценообразование: изменение учетной ставки процента, варьирование уровнями налогов, эмиссия денег, нормализация расходов и доходов госбюджета, преодоление денежного дефицита, регулирование денежной массы.

В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторскую деятельность. Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирование, право наследования; к ним относится и антимонопольное законодательство.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций. Аудиторская деятельность позволяет государству осуществлять контроль за выполнением законодательных актов и их нарушениями. Аудитор - физическое или юридическое лицо, занимающееся юридическим и финансовым контролем за деятельностью хозяйствующих субъектов. Статус аудитора должен быть очень высоким: обязательное экономическое образование, неподкупная честность, порядочность. Государство использует в качестве аудиторов как государственных чиновников, так и людей свободных профессий, которым оно продает лицензии на аудиторскую деятельность.

Методы государственного регулирования по характеру их воздействия на экономику можно разделить на прямые и косвенные. Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации, создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы: изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег, нормализация расходов государственного бюджета, преодоление бюджетного дефицита. Все эти методы способны регулировать денежную массу в обращении, а от нее во многом зависит стабильность экономики.

К прямым методам можно отнести государственные субсидии корпорациям, государственные инвестиции, дотации и др. Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования. Если косвенные методы предприниматели рассматривают как неизбежные, то к прямым они относятся настороженно.

Государственные финансы и бюджет являются важнейшим рычагом косвенного воздействия государства на функционирование как государственного, так и рыночного сектора экономики. С помощью налогов в бюджете ведущих государств концентрируется от 1/4 до 1/3 национального дохода. Из этих средств государство осуществляет территориальное, межотраслевое и внутриотраслевое распределение и перераспределение национального дохода. Система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами, представляет собой фискальную политику. Под государственными расходами понимаются затраты государства на развитие государственного сектора, строительство за счет бюджетных средств дорог, медицинских учреждений, объектов культуры, оплату военных заказов, закупку сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Концепция устойчивого развития экономики Украины
Тема контрольной работы «Концепция устойчивого развития экономики Украины» по дисциплине «Основы экономики». Цель работы - рассмотреть проблемные вопросы устойчивого развития в контексте саммита "Ріо+20", определить системные положения относительно превращения национального хозяйства Украины в стойкую общественную целостность, способную эффективно самовоспроизводиться и обосновать необходимость фо ...

Микроэкономика как составная часть теоретической экономики
Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом или хозяйство, и «номос» - учение или закон. То есть получается, что экономика - это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство. Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфе ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.