Общая характеристика рынка машиностроительной продукции
Российской Федерации
Машиностроение, по определению РАН, представляет собой целый комплекс, состоящий из ряда отраслей (энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтехимическое, транспортное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; автомобильная, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая, электронная, приборостроение и др.), что является основой развития технологического ядра промышленности страны.
За последние три года разработана также общая стратегия развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г., в которую вошли две концепции (автомобильной и станкоинструментальной промышленностей) и восемь стратегий (строительно-дорожного и коммунального, нефтегазового, тракторного и сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, приборостроения, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, электротехнической промышленности) развития. В них задействованы пять государственных научных центров (ВЭИ имени В.И. Ленина, НИИ Теплоприбор", НАМИ, ЦНИИТмаш, АХК "ВНИИметмаш"), 381 научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация, тысячи предприятий. Причем все отрасли с учетом их роли и места в условиях рыночной экономики разделены на пять групп. В первую входят наукоемкие отрасли (электротехника, приборостроение, станкостроение и др.), которые развиваются в интересах других отраслей, в том числе и самого машиностроения; во вторую - отрасли инвестиционные (энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение, производство оборудования для ТЭК), развитие которых определяется инвестиционной активностью их комплексов; в третью - машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, которое развивается в зависимости от платежеспособности их предприятий (частично) спроса населения; в четвертую - автомобилестроение, а также предприятия, выпускающие товары народного потребления, т.е. то, что ориентировано в основном на спрос населения; в пятую - машиностроение для оборонно-промышленного комплекса.
За последние годы выявлены и наиболее перспективные для России отрасли. Это - автомобилестроение; энергомашиностроение, прежде всего производство оборудования для ТЭК; транспортное машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение; станкостроение.
Новый импульс, в том числе и в форме финансовой поддержки со стороны государства, получит Российско-белорусская программа "Развитие дизельного автомобилестроения", рассчитанная на период до 2015 г.
Государственные органы исполнительной власти совместно с предприятиями-производителями автомобильной техники продолжают работу по совершенствованию таможенной политики в отношении автомобильных компонентов, используемых для сборки АТС в России, а также защите внутреннего рынка от подержанных АТС зарубежного производства.
Для ликвидации дефицита дизелей легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, а также микроавтобусов по заданию Правительства разработан проект создания семейства отечественных дизелей рабочим объемом 2,2-3,4 л. На НИОКР по данной тематике предусмотрено 0,5 млрд. руб. бюджетных средств. Эти и другие меры, предпринятые Правительством Российской Федерации, свидетельствуют о перспективности российского автомобильного рынка. Они позволили привлечь в отрасль крупнейших мировых производителей - "Форд", "Дженерал Моторс", "Рено", "Вольво", БМВ, КИА и т.д.
Есть все основания надеяться, что реализация перечисленных выше проектов позволит увеличить объем товарной продукции автомобилестроения до 300 млрд. руб.
Аналогичная картина наблюдается и в энергомашиностроении. Так, в 2001 г. была разработана и одобрена Правительством "Стратегия энергетического машиностроения России. (Основные направления)", т.е. отрасли, которая давно стала полноправным участником глобального рынка: 70 % выпускаемой продукции этого профиля идет на экспорт, и только за последние два года наши энергомашиностроители выиграли конкурсы по крупным проектам во Вьетнаме, Индии, Китае, Сербии на общую сумму 800 млн. амер. долл. В результате в ближайшие два-три года ежегодный рост объемов выпуска на предприятиях энергетического машиностроения составит 7-8 %.
Публикации по экономике >>>
Методика составления сметной документации
СМЕТА
- документ, представляющий собой расчёт (план) предстоящих доходов и расходов
на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование
деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо
работ (проектных, строительных, ремонтных и т.п.).
Цель
разработки сметной документации является определение стоимости строительно-монтажных
работ на основании представленной ...
Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения
эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными
фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование.
Основные производственные фонды, состоящие из
зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
любого предприя ...