Сущность маржинального анализа и его место в управлении затратами
Организация финансовой деятельности на предприятии требует создания и использования эффективных инструментов анализа для принятия управленческих решений. Одним из самых простых и вместе с тем эффективным методом финансового анализа для оперативного и стратегического прогнозирования (планирования) будущей деятельности предприятий является маржинальный анализ, который называют анализом взаимосвязи «затраты - объем - прибыль». (Cost -Volume -Profit; СVР-анализ) или маржинальный анализ. Он раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость прибыли от величины расходов и объемов реализации (производства).
Маржинальный анализ - это часть управленческого учета, ключевыми элементами которого являются операционный рычаг, порог рентабельности (точка безубыточности) и запас финансовой прочности предприятия. Маржинальный анализ обеспечивает поиск выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж. Поэтому предпосылкой осуществления маржинального анализа является разделение затрат на постоянные и переменные. В отличие от внешнего (финансового) анализа, результаты маржинального (внутреннего) анализа - коммерческая тайна предприятия.
Маржинальный анализ еще называют анализом безубыточности. Он позволяет вычислить такой объем реализации, при котором затраты будут соответствовать доходу. Объемы продаж, содержащиеся ниже точки безубыточности, наносят предприятию ущерб, выше - предприятие получает доходы [22, с.35].
Оптимизация соотношения «затраты - объем - прибыль» важна для прогнозирования величины дохода, предназначенного в первую очередь для возмещения текущих затрат, а также для дальнейшего экономического роста предприятия (технического перевооружения производства и внедрения новых технологий).
С помощью анализа безубыточности определяют критическую точку, характеризующуюся объемом реализации продукции, при котором затраты равны выручке, а предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Цель анализа безубыточности - установить, что произойдет с финансовым результатом, если объем производства изменится [25, с. 65].
Базой для проведения маржинального анализа выступает относительно новый метод калькулирования себестоимости продукции как «директ-костинг» - когда в состав себестоимости включаются только переменные расходы. В настоящее время система «директ-костинг» широко применяется во всех развитых странах. Так, в Германии и Австрии она известна как «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании его называют «учет маржинальных издержек», во Франции - «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальный учет» [26, с. 83].
Использование калькулирования себестоимости продукции по неполным затратам обусловлено следующими недостатками системы учета по полным затратам:
. Невозможностью точно оценить косвенные затраты, потребленные в процессе производства продукции.
. Невозможностью проследить пути конкретного элемента косвенных расходов в процессе производства отдельного продукта.
. Уменьшением точности определения себестоимости продукции вследствие постоянного роста удельного веса накладных расходов в структуре затрат предприятия, что объясняется широким внедрением автоматизации производственных процессов.
Суть «директ-костинга» можно объяснить на основе характеристики, приведенной в экономическом словаре: «Директ-костинг» должен быть определен как разделение производственной себестоимости на затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Только основные и переменные накладные расходы используются для оценки запасов и реализованной продукции. Остальные расходы относят непосредственно на доходы и убытки».
Следует подчеркнуть, что суть системы «директ-костинг» заключается прежде всего в распределении затрат и лишь второстепенной целью является оценка запасов. Таким образом, основное внимание уделяется влиянию директ-костинга на доходы (убытки). Основной характеристикой директ-костинга является разделение затрат на постоянные и переменные, в зависимости от изменения объема производства [17, с. 55].
Маржинальный анализ занимает существенное место в прогнозировании будущей производственной деятельности. Всю аналитическую работу, связанную с себестоимостью продукции, выполняет служба управленческого учета.
Рассмотрим три основных направления маржинального анализа производственных затрат. Первое направление касается анализа взаимосвязи показателей «затраты-объем-прибыль». Основой такого анализа является разделение всех производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от их «поведения» при изменении объема реализации или производства. Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются прямо пропорционально изменению объема производства, сумма постоянных затрат при таком изменении остается неизменной.
Публикации по экономике >>>
Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во
всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики.
В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой.
Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное
направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят
быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без
исключения государства заинтересо ...
Инновационная деятельность предприятий
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от
подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных
условиях осуществлять специальную экономическую политик ...