Разработка комплекса мероприятий по управлению дебиторской
задолженностью
Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг «D» или «Е» к ранжированию по объему продаж не допускаются, договора с ними заключаются на условиях, рассматриваемых руководством организации индивидуально для каждого контрагента. Для компаний, получивших рейтинги «А», «В» и «С», рекомендованы следующие условия работы:
рейтинг «С»: работа с такой компанией только при условии наличия залога;
рейтинг «В»: обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;
рейтинг «А»: предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании.
На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию. Подобное ранжирование удобно в повседневной деятельности для принятия оперативных решений.
Кроме приведенных способов, с точки зрения различных научных школ, на предприятиях должны использоваться иные способы ранжирования дебиторской задолженности, например, по срокам ее возникновения. Классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Преимуществом данного способа ранжирования является то, что он позволяет выявлять дебиторов, задолженность которых просрочена или будет считаться просроченной в ближайшем будущем.
С целью недопущения роста просроченной дебиторской задолженности в договоры с контрагентами целесообразно включать пункты, предусматривающие возложение на должника дополнительных обременений в виде штрафных санкций в случае нарушения условий договоров (просрочка платежа, невыполнение работ в срок по перечисленному авансу).
В настоящее время наиболее применимыми являются следующие виды неустоек: договорная, штрафная, альтернативная. Договорная неустойка устанавливается в тексте договора соглашением сторон. При штрафной неустойке кредитор вправе требовать возмещения в полном объеме причиненных убытков и, сверх того, уплаты неустойки. Наконец, альтернативная неустойка предусматривает право потерпевшей стороны взыскать либо неустойку, либо убытки.
На этапе применения штрафов и неустоек для предприятия имеет большое значение разработка шкалы штрафных санкций, регламентирующей возможность их применения в каждом конкретном случае. Например, предлагается установить определенный размер штрафов для организаций, проранжированных в соответствии со значением кредитных рейтингов. Величина штрафов для каждой группы будет зависеть от количества дней, на которую производится задержка платежа, в соответствии со следующей шкалой штрафных санкций, приведенной в таблице 8.
Приведенная шкала штрафных санкций устанавливает фиксированную величину штрафов для каждого контрагента в зависимости от просрочки платежа.
Таблица 8
Шкала штрафных санкций %
0дн. |
0-30 дн. |
30-60 дн. |
60-90 дн. |
Свыше 90 дн | |
А |
О |
0 |
0 |
0 |
0 |
В |
О |
0,01 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
С |
О |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
D |
О |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
0,06 |
Е |
индивидуально |
индивидуально |
индивидуально |
индивидуально |
индивидуально |
Публикации по экономике >>>
Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка
труда
Общая характеристика рынка труда
Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка,
каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и
цены на него через взаимодействие спроса и предложения.
Объективность существования рынка труда обусловлена наличием
характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...
Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее
мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка,
является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически
слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение,
состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос
потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Конкуренция выпол ...