Рекомендации по инновационной сфере Республики Беларусь

Преобладающая в стране трактовка инноваций акцентирует внимание на их научном и технологическом аспекте. В международной практике распространена более широкая трактовка данного понятия, выделяющая четыре основных типа инноваций: товарные, технологические, маркетинговые и организационные. В результате, меры политики в области инноваций могут иметь более узкий охват и масштабы, чем в странах, где инновации трактуются более широко. Усеченный характер инновационной политики может привести к снижению эффективности национальной инновационной системы.

Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер по развитию инновационной деятельности рекомендуется расширить предметную сферу инновационной политики и спектр инструментов ее реализации, сблизив их с международной практикой. В частности, предлагается:

• Провести критический анализ системы мер государственной политики в области инноваций на предмет соответствия их предметной сферы и охвата с практикой зарубежных государств с целью выявления расхождений;

• На основании проведенного анализа сформулировать план действий по расширению предметной сферы инновационной политики и спектра ее инструментов (некоторые примеры подобных действий содержатся в дальнейших рекомендациях);

• Провели информационную кампанию для разъяснения предлагаемых изменений, направленную, в первую очередь, на специалистов, отвечающих за разработку мер государственной политики, а также на сотрудников органов власти и управления и население в целом.

На государственном уровне широко осознается и признается важность инноваций для долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности Белорусской экономики. В стране предпринят ряд действенных мер по развитию основных элементов Национальной инновационной системы и ее институтов. При этом основной упор делался на административный аспект (создание институтов), и гораздо меньшее внимание уделялось развитию взаимосвязей между подсистемами НИС (бизнес, наука, образование инфраструктура, и т.п.).

Необходимо расширить спектр мер по стимулированию развития предпринимательского сектора. Конкретные шаги могут включать:

• Проведение детального критического изучения существующих барьеров на пути создания и развития малых и средних предприятий;

• Разработка целенаправленных мер по снижению таких барьеров;

• Реализация мер по укреплению потенциала научно-исследовательских организаций, учреждений и крупных предприятий с целью их превращения в источники инновационного предпринимательства, стимулирование образования дочерних компаний в виде малых предприятий.

Создание динамичного предпринимательского сектора и реализация курса на инновации требует не только административных мер поддержки, но и изменения ценностных и поведенческих установок населения. Мощная государственная поддержка инновационных процессов послужит хорошей отправной точкой для работы с населением в этом направлении.

Целесообразно рассмотреть возможность реализации информационно - просветительских программ для участников инновационного процесса и широкой общественности, подчеркивающих важность и значимость инновационного предпринимательства.

В этой связи:

• Особое внимание следует уделять признанию заслуг граждан и фирм, особенно малых инновационных компаний, принимающих риски;

• Разработать и осуществить программу, направленную на формирование новых установок в отношении предпринимательства и инноваций, особенно уделяя внимание молодежи;

• Использовать разнообразные формы работы, включая национальные конкурсы, специальные премии, телевизионные шоу, образовательные программы по предпринимательству в школах и вузах, неформальные инновационные платформы.

Несмотря на ограниченную применимость, накопленный Беларусью опыт создания благоприятных рамочных условий для инноваций уникален и имеет большую ценность. Важной частью такого опыта является деятельность Белорусского парка высоких технологий, которая принесла впечатляющие результаты. Фактором, способствовавшим этому успеху, стало предоставление значительных льгот компаниям-резидентам. Поскольку подобные льготы распространялись только на ограниченную часть НИС, это вело к образованию привилегированных анклавов и лишало компании-резиденты стимулов покидать пределы Парка, что означало бы утрату предоставленных льгот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...

Деятельность государства в рыночной экономике
Эта работа посвящена исследованию деятельности государства в рыночной экономике. Актуальность данной темы определяется незавершенностью процесса становления рыночной экономике в современной России, а так же продолжением самоопределения российского государства в новых экономических условиях. На важность данной проблемы указал в своем послании Федеральному собранию президент РФ В.В. Путин: «Мы уже приступили к ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.