Рекомендации по инновационной сфере Республики Беларусь
Преобладающая в стране трактовка инноваций акцентирует внимание на их научном и технологическом аспекте. В международной практике распространена более широкая трактовка данного понятия, выделяющая четыре основных типа инноваций: товарные, технологические, маркетинговые и организационные. В результате, меры политики в области инноваций могут иметь более узкий охват и масштабы, чем в странах, где инновации трактуются более широко. Усеченный характер инновационной политики может привести к снижению эффективности национальной инновационной системы.
Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер по развитию инновационной деятельности рекомендуется расширить предметную сферу инновационной политики и спектр инструментов ее реализации, сблизив их с международной практикой. В частности, предлагается:
• Провести критический анализ системы мер государственной политики в области инноваций на предмет соответствия их предметной сферы и охвата с практикой зарубежных государств с целью выявления расхождений;
• На основании проведенного анализа сформулировать план действий по расширению предметной сферы инновационной политики и спектра ее инструментов (некоторые примеры подобных действий содержатся в дальнейших рекомендациях);
• Провели информационную кампанию для разъяснения предлагаемых изменений, направленную, в первую очередь, на специалистов, отвечающих за разработку мер государственной политики, а также на сотрудников органов власти и управления и население в целом.
На государственном уровне широко осознается и признается важность инноваций для долгосрочного экономического роста и повышения конкурентоспособности Белорусской экономики. В стране предпринят ряд действенных мер по развитию основных элементов Национальной инновационной системы и ее институтов. При этом основной упор делался на административный аспект (создание институтов), и гораздо меньшее внимание уделялось развитию взаимосвязей между подсистемами НИС (бизнес, наука, образование инфраструктура, и т.п.).
Необходимо расширить спектр мер по стимулированию развития предпринимательского сектора. Конкретные шаги могут включать:
• Проведение детального критического изучения существующих барьеров на пути создания и развития малых и средних предприятий;
• Разработка целенаправленных мер по снижению таких барьеров;
• Реализация мер по укреплению потенциала научно-исследовательских организаций, учреждений и крупных предприятий с целью их превращения в источники инновационного предпринимательства, стимулирование образования дочерних компаний в виде малых предприятий.
Создание динамичного предпринимательского сектора и реализация курса на инновации требует не только административных мер поддержки, но и изменения ценностных и поведенческих установок населения. Мощная государственная поддержка инновационных процессов послужит хорошей отправной точкой для работы с населением в этом направлении.
Целесообразно рассмотреть возможность реализации информационно - просветительских программ для участников инновационного процесса и широкой общественности, подчеркивающих важность и значимость инновационного предпринимательства.
В этой связи:
• Особое внимание следует уделять признанию заслуг граждан и фирм, особенно малых инновационных компаний, принимающих риски;
• Разработать и осуществить программу, направленную на формирование новых установок в отношении предпринимательства и инноваций, особенно уделяя внимание молодежи;
• Использовать разнообразные формы работы, включая национальные конкурсы, специальные премии, телевизионные шоу, образовательные программы по предпринимательству в школах и вузах, неформальные инновационные платформы.
Несмотря на ограниченную применимость, накопленный Беларусью опыт создания благоприятных рамочных условий для инноваций уникален и имеет большую ценность. Важной частью такого опыта является деятельность Белорусского парка высоких технологий, которая принесла впечатляющие результаты. Фактором, способствовавшим этому успеху, стало предоставление значительных льгот компаниям-резидентам. Поскольку подобные льготы распространялись только на ограниченную часть НИС, это вело к образованию привилегированных анклавов и лишало компании-резиденты стимулов покидать пределы Парка, что означало бы утрату предоставленных льгот.
Публикации по экономике >>>
Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не
думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как
известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости
необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение
почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада
СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...
Деятельность государства в рыночной экономике
Эта работа посвящена исследованию деятельности государства в
рыночной экономике.
Актуальность данной темы определяется незавершенностью процесса
становления рыночной экономике в современной России, а так же продолжением
самоопределения российского государства в новых экономических условиях. На
важность данной проблемы указал в своем послании Федеральному собранию
президент РФ В.В. Путин: «Мы уже приступили к ...