Система производства знаний
Важной особенностью нашей системы является выраженный крен в сторону технически выверенных проектов и проектов с низкими рисками, что, как это ни парадоксально, создает препятствия для инноваций, несмотря на их мощную поддержку.
Государственные научно-технические программы дают предприятиям возможность привлечения государственных средств в разработку новой продукции в размере до 50% от стоимости работ. Если проект терпит неудачу, выделенные государством средства должны быть возвращены в бюджет. Столь существенные санкции делают наиболее предпочтительными проекты с низкими рисками, имеющие ограниченную инновационную составляющую. Таким образом, встроенные в научно-технические программы стимулы создают барьеры для инноваций.
Частичное возмещение бюджетных средств предусмотрено в случаях, когда предприятие не обеспечило предусмотренного программой объема продаж. Сумма возмещения рассчитывается исходя из доли государственного финансирования и степени достижения целевых показателей
Согласно действующими законодательству, права на интеллектуальную собственность, созданную в результате реализации финансируемых из бюджета программ, остаются за государством, кроме случаев разработки технологии исключительно предприятием.
Сложившееся положение дел, будучи полностью оправданным и разумным с позиции эффективного расходования бюджета и средств налогоплательщиков, может стать сдерживающим фактором для распространения технологий и свободного обмена знаниями в экономике. Например, частные предприятия Беларуси не приобрели ни одной белорусской технологии из-за слишком высокой цены.
Ввиду слабости стимулов для создания продукции на основе прав интеллектуальной собственности у многих предприятий отсутствует заинтересованность в патентовании научных разработок. Так, в 2008 году было оформлено всего 683 контракта на продажу лицензий. Экспорт лицензий составил 96 млн. долл. США, а импорт - 181 млн. долл. США. Большая часть импорта и экспорта лицензий составляли услуги инжиниринга.
Еще одним источником финансирования науки и исследований являются инновационные фонды, формируемые за счет отчислений предприятий. Каждое отраслевое министерство распоряжается собственным инновационным фондом. Ставка отчислений в Фонд обычно составляет 0,25% от оборота предприятий. Между тем, некоторые министерства вправе по собственному усмотрению увеличивать ставку до 10%. Предприятия, не участвующие в формировании инновационного фонда, лишаются права на поддержку в рамках программ. В таблице 2.3.2 показана структура расходов на инновации в 2008 году.
Таблица 2.3.2. Структура расходов на инновации в 2008 году по направлениям(%)
Направление использования |
Доля к итогу, % |
Финансирование научно-исследовательских, опытно - конструкторских, опытно технологических работ и освоение новых видов наукоемкой продукции |
11 |
Создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях |
2,5 |
Строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений |
19 |
Приобретение оборудования, не входящего в сметы строек |
11,9 |
Финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования |
13,4 |
Финансирование строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры жилых районов |
3,9 |
Выполнение задания программы развития сельских территорий 2005-2010 |
2,7 |
Выплата по процентам по кредитам банков Республики Беларусь |
3,1 |
Погашение задолженности по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь |
8,2 |
Финансирование на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд |
1,5 |
Проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации, систем качества с направлениями использования инновационных фондов |
0,9 |
Развитие научно-технической информации |
0,27 |
Рзавитие материально-технической базы поведомственных организации |
0,03 |
Сожержание центральных аппаратов республиканских органов управления |
0,7 |
Разработка бизнес-планов для организаций |
0,02 |
Компенсация выпадающих доходов от установки телефонов гражданам на льготных условиях |
0,003 |
Прочие направления |
20,6 |
Публикации по экономике >>>
Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
В
условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к
основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается
нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии
сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы
экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники,
технологии.
На предприятии добив ...
Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно
представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты.
Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой
туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом
через сеть розничных турагентств.
Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров
и напрямую заключает с н ...