Система производства знаний

Важной особенностью нашей системы является выраженный крен в сторону технически выверенных проектов и проектов с низкими рисками, что, как это ни парадоксально, создает препятствия для инноваций, несмотря на их мощную поддержку.

Государственные научно-технические программы дают предприятиям возможность привлечения государственных средств в разработку новой продукции в размере до 50% от стоимости работ. Если проект терпит неудачу, выделенные государством средства должны быть возвращены в бюджет. Столь существенные санкции делают наиболее предпочтительными проекты с низкими рисками, имеющие ограниченную инновационную составляющую. Таким образом, встроенные в научно-технические программы стимулы создают барьеры для инноваций.

Частичное возмещение бюджетных средств предусмотрено в случаях, когда предприятие не обеспечило предусмотренного программой объема продаж. Сумма возмещения рассчитывается исходя из доли государственного финансирования и степени достижения целевых показателей

Согласно действующими законодательству, права на интеллектуальную собственность, созданную в результате реализации финансируемых из бюджета программ, остаются за государством, кроме случаев разработки технологии исключительно предприятием.

Сложившееся положение дел, будучи полностью оправданным и разумным с позиции эффективного расходования бюджета и средств налогоплательщиков, может стать сдерживающим фактором для распространения технологий и свободного обмена знаниями в экономике. Например, частные предприятия Беларуси не приобрели ни одной белорусской технологии из-за слишком высокой цены.

Ввиду слабости стимулов для создания продукции на основе прав интеллектуальной собственности у многих предприятий отсутствует заинтересованность в патентовании научных разработок. Так, в 2008 году было оформлено всего 683 контракта на продажу лицензий. Экспорт лицензий составил 96 млн. долл. США, а импорт - 181 млн. долл. США. Большая часть импорта и экспорта лицензий составляли услуги инжиниринга.

Еще одним источником финансирования науки и исследований являются инновационные фонды, формируемые за счет отчислений предприятий. Каждое отраслевое министерство распоряжается собственным инновационным фондом. Ставка отчислений в Фонд обычно составляет 0,25% от оборота предприятий. Между тем, некоторые министерства вправе по собственному усмотрению увеличивать ставку до 10%. Предприятия, не участвующие в формировании инновационного фонда, лишаются права на поддержку в рамках программ. В таблице 2.3.2 показана структура расходов на инновации в 2008 году.

Таблица 2.3.2. Структура расходов на инновации в 2008 году по направлениям(%)

Направление использования

Доля к итогу, %

Финансирование научно-исследовательских, опытно - конструкторских, опытно технологических работ и освоение новых видов наукоемкой продукции

11

Создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях

2,5

Строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений

19

Приобретение оборудования, не входящего в сметы строек

11,9

Финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования

13,4

Финансирование строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры жилых районов

3,9

Выполнение задания программы развития сельских территорий 2005-2010

2,7

Выплата по процентам по кредитам банков Республики Беларусь

3,1

Погашение задолженности по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь

8,2

Финансирование на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд

1,5

Проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации, систем качества с направлениями использования инновационных фондов

0,9

Развитие научно-технической информации

0,27

Рзавитие материально-технической базы поведомственных организации

0,03

Сожержание центральных аппаратов республиканских органов управления

0,7

Разработка бизнес-планов для организаций

0,02

Компенсация выпадающих доходов от установки телефонов гражданам на льготных условиях

0,003

Прочие направления

20,6

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11 августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Кузбасская экологическая фирма
Цели выполнения курсовой работы: . Закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического изучения курса "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности"; . Выработать навыки самостоятельной творческой работы и умение применять полученные знания для комплексного анализа экономических результатов деятельности предприятий; . Научиться пользоваться литературой, справоч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.