Система производства знаний
Важной особенностью нашей системы является выраженный крен в сторону технически выверенных проектов и проектов с низкими рисками, что, как это ни парадоксально, создает препятствия для инноваций, несмотря на их мощную поддержку.
Государственные научно-технические программы дают предприятиям возможность привлечения государственных средств в разработку новой продукции в размере до 50% от стоимости работ. Если проект терпит неудачу, выделенные государством средства должны быть возвращены в бюджет. Столь существенные санкции делают наиболее предпочтительными проекты с низкими рисками, имеющие ограниченную инновационную составляющую. Таким образом, встроенные в научно-технические программы стимулы создают барьеры для инноваций.
Частичное возмещение бюджетных средств предусмотрено в случаях, когда предприятие не обеспечило предусмотренного программой объема продаж. Сумма возмещения рассчитывается исходя из доли государственного финансирования и степени достижения целевых показателей
Согласно действующими законодательству, права на интеллектуальную собственность, созданную в результате реализации финансируемых из бюджета программ, остаются за государством, кроме случаев разработки технологии исключительно предприятием.
Сложившееся положение дел, будучи полностью оправданным и разумным с позиции эффективного расходования бюджета и средств налогоплательщиков, может стать сдерживающим фактором для распространения технологий и свободного обмена знаниями в экономике. Например, частные предприятия Беларуси не приобрели ни одной белорусской технологии из-за слишком высокой цены.
Ввиду слабости стимулов для создания продукции на основе прав интеллектуальной собственности у многих предприятий отсутствует заинтересованность в патентовании научных разработок. Так, в 2008 году было оформлено всего 683 контракта на продажу лицензий. Экспорт лицензий составил 96 млн. долл. США, а импорт - 181 млн. долл. США. Большая часть импорта и экспорта лицензий составляли услуги инжиниринга.
Еще одним источником финансирования науки и исследований являются инновационные фонды, формируемые за счет отчислений предприятий. Каждое отраслевое министерство распоряжается собственным инновационным фондом. Ставка отчислений в Фонд обычно составляет 0,25% от оборота предприятий. Между тем, некоторые министерства вправе по собственному усмотрению увеличивать ставку до 10%. Предприятия, не участвующие в формировании инновационного фонда, лишаются права на поддержку в рамках программ. В таблице 2.3.2 показана структура расходов на инновации в 2008 году.
Таблица 2.3.2. Структура расходов на инновации в 2008 году по направлениям(%)
Направление использования |
Доля к итогу, % |
Финансирование научно-исследовательских, опытно - конструкторских, опытно технологических работ и освоение новых видов наукоемкой продукции |
11 |
Создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях |
2,5 |
Строительство и реконструкция зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений |
19 |
Приобретение оборудования, не входящего в сметы строек |
11,9 |
Финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования |
13,4 |
Финансирование строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры жилых районов |
3,9 |
Выполнение задания программы развития сельских территорий 2005-2010 |
2,7 |
Выплата по процентам по кредитам банков Республики Беларусь |
3,1 |
Погашение задолженности по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь |
8,2 |
Финансирование на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд |
1,5 |
Проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации, систем качества с направлениями использования инновационных фондов |
0,9 |
Развитие научно-технической информации |
0,27 |
Рзавитие материально-технической базы поведомственных организации |
0,03 |
Сожержание центральных аппаратов республиканских органов управления |
0,7 |
Разработка бизнес-планов для организаций |
0,02 |
Компенсация выпадающих доходов от установки телефонов гражданам на льготных условиях |
0,003 |
Прочие направления |
20,6 |
Публикации по экономике >>>
Методы формирования договорных цен на продукцию строительства
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
СТРОИТЕЛЬСТВА
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О
совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и
внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» от 11
августа 2011г. № 361 [1]. Указ направлен на совершенствование ценообразования в
строительстве, внедрения в практику строительства неизменных ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Кузбасская экологическая фирма
Цели выполнения курсовой работы:
. Закрепить и углубить знания, полученные в
процессе теоретического изучения курса "Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности";
. Выработать навыки самостоятельной творческой
работы и умение применять полученные знания для комплексного анализа
экономических результатов деятельности предприятий;
. Научиться пользоваться литературой, справоч ...