Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах

Период 1914-1980 гг. - время, когда в экономике торжествовала политика наращивания государственной активности. Она опиралась на возможности индустриального общества, рост налоговой базы.

Современная налоговая система формируется в мире, пережившем катаклизмы двух мировых войн. Она облетает свои нынешние формы в 1950 - начале 1960-х годов, когда сохраняются серьезные горные барьеры и национальные правительства выстраивают свою экономическую политику самостоятельно. К концу XX столетия этот мир меняется. Экономики становятся открытыми, происходит либерализация торговли, валютных режимов и рынка капитала. Все это стимулируем рост налоговой конкуренции, перемещение бизнеса в страны с более благоприятным налоговым режимом, ограничивает свободу маневра правительств в формировании своих налоговых систем. В первую очередь речь идет о налогах на прибыль корпораций, ставки которых под влиянием международной конкуренции начинают снижаться.

Пока экономика росла высокими темпами, инфляция оставалась низкой, что было характерно для 1950-1960-х годов, общество принимало рост налогового бремени. После 1973 г. экономический рост замедляется, увеличивается инфляция. Происходит это в условиях прогрессивной системы подоходного налогообложения, автоматически увеличивавшей налоговую нагрузку. Это вызывает все большее сопротивление налогоплательщиков.

Последовавшая за исчерпанием возможностей наращивать долю государственных расходов в экономике инфляционная волна 1970 - начала 1980-х годов в корне изменила доминирующую в мире идеологическую атмосферу.

Такой поворот событий обусловил финансовые реформы последних десятилетий XX в. с характерными для них попытками снизить предельные ставки налогообложения, расширить налоговую базу, ограничить государственные расходы. Реформы конца XX в. позволили лишь приостановить темпы роста государственной нагрузки на экономику. Почти нигде они не приводят к значительному снижению доли ВВП, перераспределяемого государством. Несмотря на попытки реформ, направленных па ограничение государственных расходов, эта доля в 1980-1990-е годы продолжала возрастать, хотя и более низкими темпами, чем прежде:

г. - 44,8% ВВП, 1994 г. - 47,2% (в среднем по странам СНГ). Сколько бы приходящие к власти правительства ни метались между социалистической и либеральной риторикой, жизнь заставила их проводить программы, ограничивающие государственные обязательства. На лицо радикальное изменение идеологического тренда - от социалистической и социал-демократической идеологии образца 1920-1970-х годом к неолиберализму начала 1980-х годов.

Как уже отмечалось, прогнозировать дальнейшее развитие событий в странах - лидерах современного экономического роста - занятие неблагодарное. Однако возросшее в этих странах в конце 1970 - начале 1980-х годов сопротивление росту налогообложения, осознание политическими элитами невозможности повышения налоговых ставок отражают объективную реальность: государственные расходы вышли на предельный уровень. Он не универсален, зависит от комплекса социокультурных факторов, специфичных для разных стран и регионов, но обусловленные им ограничения универсальны.

Развитым странам вновь приходится приспосабливаться к ограниченным финансовым возможностям государства. В США с конца 1970-х годов рушится сформировавшийся в предшествующие десятилетия консенсус двух ведущих политических партий, которые поддерживали высокие налоги. В Японии серьезное сопротивление встречают попытки ввести налог на добавленную стоимость. В Германии ширится недовольство растущим налогообложением, растет разочарование в возможностях государства решать стоящие перед страной проблемы. В Италии распространяется занятость и неформальном секторе, большая часть населения уклоняется от уплаты налогов. Формы реагирования общества на государственную перегрузку экономики для разных стран специфичны, но суть этой реакции одна: они устанавливают жесткие ограничения возможности дальнейшего наращивания доли государственных расходов в ВВП.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция конкурентоспособность хозяйствующий На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкуренто ...

Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются с помощью количественных методом. Основным в изуч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.