Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах
К середине 1970-х годов ресурсы форсированного роста, связанного с послевоенным восстановлением в Западной Европе, уже исчерпаны, технологическое отставание от США сократилось, повышение цен на нефть породило серьезные трудности в экономическом развитии стран-лидеров. Среднегодовые темпы роста мировой экономики за период 1973-2000 гг. ниже беспрецедентных темпов предшествующего периода. В начале 1980-х годов наиболее развитые страны, быстро наращивающие социальные расходы, вновь сталкиваются с тем фактом, что верхние пределы налогообложения все же существуют. В этих странах в мирное время возникают крупные и устойчивые бюджетные дефициты, свидетельствующие о кризисе государственных финансов. Замедляется рост доли налоговых отчислений в ВВП.
Наиболее острый характер финансовый кризис приобрел в странах с самой высокой долей государственных расходов в ВВП. К концу 1970-х годов в Швеции, которая к этому времени стала мировым лидером по государственной нагрузке на экономику, получают распространение массовое уклонение от уплаты налогов, отказ от сверхурочных работ, налоговое планирование. Даже социал-демократические правительства осознают, что дальнейшее повышение НДС и платежей по социальному страхованию невозможно. Это заставляет их идти на снижение бюджетных расходов. Однако лишь финансовый кризис начала 1990-х годов потребовал серьезных реформ в сфере государственных обязательств.
Высокоразвитые индустриальные страны, в первую очередь те, которые стали лидерами по росту государственных расходов, в конце 1970 - начале 1980-х годов вплотную подошли к верхнему пределу, за которым наращивание налогового бремени оказывается либо невозможным из-за растущего сопротивления налогоплательщиков, либо непродуктивным из-за расширения теневой экономики. Высота этого налогового «плато» определяется особенностями социально-экономической истории и социально-экономической структуры каждого государства. Специалисты по государственным доходам сформулировали такую гипотезу: верхний уровень налоговых изъятий выше в небольших однородных по национальному составу странах, унитарных государствах, где налогоплательщики легче принимают повышенное налоговое бремя, и ниже в больших, дифференцированных в социально-культурном отношении федеративных государствах. Факты подтверждают се справедливость. Среди развитых стран относительно высоко налоговое бремя лишь в двух федерациях - в Германии и Австрии, в большинстве же федеративных государств оно ниже, чем в унитарных.
Наличие верхнего предела налогообложения вовсе не означает, что каждая страна должна его достичь. Индустриализация, новые возможности мобилизации финансовых ресурсов позволяют государству изымать от 20 до 50% ВВП. Выбор пределов налогообложения определяется специфическими чертами того или иного общества, его идеологическими установками. Нет социально-экономических аргументов в пользу того, что верхний предел налогообложения оптимален! для экономики любой страны. Напротив, сопоставление налоговой нагрузки и социальных индикаторов опровергает такое предположение.
Беда многих развитых стран состоит в том, что современный набор социальных программ, которые определяют бюджетную нагрузку, сформирован в 1950-1970-е годы, когда темпы экономического роста, компенсировавшие предшествующий период низкой экономической активности, были аномально высокими, доля государственных изъятий быстро росла. Тогда казалось, что государство может позволить себе все. Теперь же темпы экономического роста снизились, налоговая нагрузка достигла верхних пределов, а дальнейшее увеличение государственных расходов приводит к кризису государства всеобщего благосостояния. Сегодня и на ближайшие десятилетия это главная проблема большинства развитых стран.
Публикации по экономике >>>
Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной
целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание
качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а
также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое
социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной
политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической
деятельности. При всей кажущейся ясн ...
Исследование возможностей совершенствования системы мотивации персонала производственного предприятия на примере ООО Минерал Консалтинг
В условиях рыночной экономики, организациям необходимо
работать по-новому, считаясь с законами рынка, оперативно приспосабливая все
стороны финансово-хозяйственной деятельности к меняющейся ситуации. Центральное
место в отношениях между работниками и организацией занимает система мотивации,
предусматривающая улучшение социально-экономического содержания деятельности
работников, развитие их трудового потенциала и ...