Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах

К середине 1970-х годов ресурсы форсированного роста, связанного с послевоенным восстановлением в Западной Европе, уже исчерпаны, технологическое отставание от США сократилось, повышение цен на нефть породило серьезные трудности в экономическом развитии стран-лидеров. Среднегодовые темпы роста мировой экономики за период 1973-2000 гг. ниже беспрецедентных темпов предшествующего периода. В начале 1980-х годов наиболее развитые страны, быстро наращивающие социальные расходы, вновь сталкиваются с тем фактом, что верхние пределы налогообложения все же существуют. В этих странах в мирное время возникают крупные и устойчивые бюджетные дефициты, свидетельствующие о кризисе государственных финансов. Замедляется рост доли налоговых отчислений в ВВП.

Наиболее острый характер финансовый кризис приобрел в странах с самой высокой долей государственных расходов в ВВП. К концу 1970-х годов в Швеции, которая к этому времени стала мировым лидером по государственной нагрузке на экономику, получают распространение массовое уклонение от уплаты налогов, отказ от сверхурочных работ, налоговое планирование. Даже социал-демократические правительства осознают, что дальнейшее повышение НДС и платежей по социальному страхованию невозможно. Это заставляет их идти на снижение бюджетных расходов. Однако лишь финансовый кризис начала 1990-х годов потребовал серьезных реформ в сфере государственных обязательств.

Высокоразвитые индустриальные страны, в первую очередь те, которые стали лидерами по росту государственных расходов, в конце 1970 - начале 1980-х годов вплотную подошли к верхнему пределу, за которым наращивание налогового бремени оказывается либо невозможным из-за растущего сопротивления налогоплательщиков, либо непродуктивным из-за расширения теневой экономики. Высота этого налогового «плато» определяется особенностями социально-экономической истории и социально-экономической структуры каждого государства. Специалисты по государственным доходам сформулировали такую гипотезу: верхний уровень налоговых изъятий выше в небольших однородных по национальному составу странах, унитарных государствах, где налогоплательщики легче принимают повышенное налоговое бремя, и ниже в больших, дифференцированных в социально-культурном отношении федеративных государствах. Факты подтверждают се справедливость. Среди развитых стран относительно высоко налоговое бремя лишь в двух федерациях - в Германии и Австрии, в большинстве же федеративных государств оно ниже, чем в унитарных.

Наличие верхнего предела налогообложения вовсе не означает, что каждая страна должна его достичь. Индустриализация, новые возможности мобилизации финансовых ресурсов позволяют государству изымать от 20 до 50% ВВП. Выбор пределов налогообложения определяется специфическими чертами того или иного общества, его идеологическими установками. Нет социально-экономических аргументов в пользу того, что верхний предел налогообложения оптимален! для экономики любой страны. Напротив, сопоставление налоговой нагрузки и социальных индикаторов опровергает такое предположение.

Беда многих развитых стран состоит в том, что современный набор социальных программ, которые определяют бюджетную нагрузку, сформирован в 1950-1970-е годы, когда темпы экономического роста, компенсировавшие предшествующий период низкой экономической активности, были аномально высокими, доля государственных изъятий быстро росла. Тогда казалось, что государство может позволить себе все. Теперь же темпы экономического роста снизились, налоговая нагрузка достигла верхних пределов, а дальнейшее увеличение государственных расходов приводит к кризису государства всеобщего благосостояния. Сегодня и на ближайшие десятилетия это главная проблема большинства развитых стран.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...

Денежная теория К. Маркса и денежные системы 20 века
Карл Маркс - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы Карл Маркс один из величайших философов в истории человечества, заслужено признан самым выдающим экономистом XIX в. Маркс, занимаясь многими н ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.