Государственно-частное партнерство - новый тип отношений в российской экономике

В начале ХХ века наметилась новая тенденция России - к освобождению экономики от государственного вмешательства, из-за слабости механизмов экономического регулирования в условиях спада второй половины 90-х гг. Вследствие этого взаимовыгодное партнерство между государством и частном было признано необходимым элементом государственной политики только в начале 2000-х гг., когда в экономической жизни страны стал насущным переход от экономики, основанной на эксплуатации сырьевых отраслей, к новой экономике и развитию высоких технологий.

Именно в 2005 г. законодательное определение государственно-частного партнерства появилось в России в разделах Гражданского кодекса. Отдельные проекты ГЧП, такие как внебюджетная межведомственная инновационная программа «Биотехнология для медицины и сельского хозяйства», были реализованы в России в 2001 г. еще до разработки законодательства. [24].

В российском законодательстве предусмотрены следующие механизмы ГЧП:

· Особые экономические зоны (ОЭЗ) - предусматривающие формирование точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров.

Однако в России определена слишком жесткая типизация ОЭЗ предусмотренная отдельным законом, что сильно ограничивает возможности формирования эффективных кластеров. Имеющееся законодательство не позволяет формировать такие естественные цепочки. Кроме того по мировым меркам российские ОЭЗ обладают относительно малыми налоговыми льготами, поэтому не очень привлекательны для глобальных инвесторов. Фактически, государство снижает только региональные и местные налоги, что делает этот инструмент менее интересным для субъектов федерации.

Стоит отметить, что законодательство никак не регламентирует отбор инвесторов в создаваемую особую экономическую зону и распределение между ними земельных участков. Это создает почву для коррупции и вызывает недоверие у потенциальных инвесторов. Причем никаких формальных гарантий и преимуществ не имеют даже инвесторы, подписавшие соглашение о намерениях на стадии разработки заявки. [33].

· Инвестиционный фонд Российской Федерации создан для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях частно-государственного партнерства. Размер средств, которые предполагается распределять через этот механизм, довольно велик. Распределение средств осуществляется централизовано и на конкурсной основе.

Однако механизм Инвестиционного фонда, как и ОЭЗ, пока далек от совершенства. Установленная планка минимального размера инвестиций отсекает от этого инструмента многие важные инфраструктурные проекты. В настоящее время государство обеспечивает за счет Инвестиционного фонда не более 25% общего объема инвестиций победивших на конкурсе проектов. Такая поддержка скорее похожа на дополнительное дешевое финансирование для существующих проектов, чем на стартовый импульс для новых, масштабных и критически важных задач. Представляется, что фактический уровень бюджетного финансирования стоило бы поднять до диапазона в 40-60% в зависимости от характера проекта.

Необходимо отметить, что процедура конкурсного отбора заявок на получение средств Инвестиционного фонда имеет большой простор для субъективизма. Ни законодательство об Инвестиционном фонде, ни Положение о данной комиссии не предусматривают четких критериев принятия решений. [33].

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Использование факторинга в управлении дебиторской задолженностью ООО Формула делового мира
Актуальность темы работы состоит в том, что в связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности. Нач ...

Исследование возможностей совершенствования системы мотивации персонала производственного предприятия на примере ООО Минерал Консалтинг
В условиях рыночной экономики, организациям необходимо работать по-новому, считаясь с законами рынка, оперативно приспосабливая все стороны финансово-хозяйственной деятельности к меняющейся ситуации. Центральное место в отношениях между работниками и организацией занимает система мотивации, предусматривающая улучшение социально-экономического содержания деятельности работников, развитие их трудового потенциала и ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.