Критерии конкурентоспособности
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.
При проведении факторного анализа полезно использовать схему (рис. 3) Исикавы, которая позволяет выявить и сгруппировать факторы, влияющие на изучаемую проблему. На схеме она условно представлена в виде прямой горизонтальной стрелки, а факторы, воздействующие на нее, - наклонными стрелками, которые, непосредственно, отражают причины первопорядка и опосредственно - причины второго и последующих порядков, влияющие на проблему.
Так, на рис. 3 представлены макроэкономические факторы (первого порядка) конкурентоспособности товаров, а в табл. 2 указаны взаимосвязи между факторами и критериями конкурентоспособности.
Рис. 3. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров (схема Исикавы)
Рекомендуется следующий порядок составления схемы Исикавы и ее анализа: выбор проблемы - "узкого места"; выявление наиболее существенных факторов (в результате "мозгового штурма" или обобщенного мнения специалистов); детализация существенных факторов - выявление причин разного порядка; установление причин (факторов), которые в данный момент поддаются корректировке; выявление организаций, подразделений предприятия, конкретных лиц, ответственных за доведение корректируемых факторов до установленного уровня.
Таблица 2
Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) |
Критерий (следствие) | |
Производственный: имидж предприятия сертифицированная система качества применение защитных мер по предупреждению фальсификации |
1. |
Имидж товара |
2. |
Уровень качества 2.1. Стабильность уровня | |
3. |
Подлинность товара | |
Сбытовой: количество посредников |
4. |
Цена потребления товара 4.1. Цена товара 4.2. Текущие затраты |
Сервисный: продолжительность гарантийного срока | ||
Рыночный: рыночная новизна |
5. Потребительская новизна | |
П р и м е ч а н и е: Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1, | ||
4.2 - единичными. |
В практике фирмы "А. С. Нильсен" в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. При оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.
Формирование конкурентоспособности - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического обслуживания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров- конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т. е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Кузбасская экологическая фирма
Цели выполнения курсовой работы:
. Закрепить и углубить знания, полученные в
процессе теоретического изучения курса "Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности";
. Выработать навыки самостоятельной творческой
работы и умение применять полученные знания для комплексного анализа
экономических результатов деятельности предприятий;
. Научиться пользоваться литературой, справоч ...
Доходность фирмы
Основная
цель любого предприятия состоит в максимизации возможностей увеличения доходов
ее вложения. В период рыночной экономике это становится важной задачей. Т.е.
важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих
денежных средств, превышающих платежи. В распоряжении фирмы остается часть от
выручки, при вычете материальных, денежных и трудовых затрат, затрат на
производство и р ...