Критерии конкурентоспособности
Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик (табл. 1). Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии - базовые и продвинутые; исходя из степени выраженности - явные и скрытые.
Таблица 1
Классификация критериев конкурентоспособности продукции
Признак классификации |
Критерий конкурентоспособности |
Вид удовлетворяемых потребностей |
Уровень качества Социальная адресность Подлинность Безопасность Потребительская новизна Имидж Информативность Цена потребления |
Количество учитываемых характеристик |
Единичный Групповой Обобщенный |
Так, критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обманутым изготовителем (продавцом, услугодателем). Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной группе, например за счет одежды, мебели и пр.). Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет известных показателей, так и скрытые (латентные), т.е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать. Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора. Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивидуальных потребностей человека или социальной группы. Критерий "имидж" характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска. Критерий "цена потребления" отражает потребность в потреблении и использовании продукции, соответствующей материальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.
В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.
Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий. Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.
Понятия единичного и группового критериев условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например продажная цена с позиции потребителя - единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя - групповой. В модели премии
Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Публикации по экономике >>>
Комплексный анализ хозяйственной деятельности ОАО КААЗ
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение
максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою
производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают
от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают
неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они
неизбежно разоряются и прекращают свое с ...
Мировая практика государственно-частного партнерства в инфраструктурном обеспечении коммунального хозяйства
Контрольная работа на тему «Мировая практика
государственно-частного партнерства в инфраструктурном обеспечении
коммунального хозяйства» по дисциплине «Социальный менеджмент».
Инвестиционные вложения обеспечивают рост ВВП. Как показывает
мировой опыт, в сферах, которые традиционно принадлежат государству и в которые
частный бизнес обычно не допускается, возможно использование частного капитала
на определенных ...