Повышение научно-теоретического уровня и практического значения экономической теории

Уже много лет в экономической литературе главное внимание уделяется названию этой науки - "политическая экономия", его возрождению. Вероятно, никто не будет отрицать важность точного названия науки, но экономисты должны понимать, что при всей его значимости главным является содержание. Опыт показывает, что при его обеднении и ограничении только рыночной экономикой неизбежно упадут авторитет и популярность самой науки, уменьшится количество учебных часов. Такой вывод подтверждается событиями последнего десятилетия, когда происходили активные процессы восстановления традиционного названия: и преподаваемые курсы, и кафедры все чаще получали название "политическая экономия". Но это не остановило процесс снижения престижа этой науки, утраты позиций в учебном процессе, что дало основания профильному министерству сделать курс экономической теории факультативным. Фактически мы признали, что экономическая теория перестала быть фундаментальной наукой, методологической основой всей системы экономических наук, она оказалась ненужной, и ее заменили "основами экономических наук".

Глубину и масштабы наших потерь сложно оценить.

Нужно иметь в виду, что в сфере научных исследований экономическая теория сохраняет свободу развития, но ее эффективность возрастет, если ее достижения реализуются в сфере образования. К сожалению, в образовании происходят процессы, сводящие на нет роль экономической теории, поэтому она не способна обеспечить качественную подготовку будущих специалистов. Они не знают научных основ экономической политики и механизмов ее осуществления, путей и методов создания новой эффективной экономики, следовательно, не могут целесообразно направлять свою деятельность на производстве. Все это - серьезные преграды на пути прогресса нашей экономики, ее модернизации.

Встает вопрос: как могла сложиться столь негативная и опасная ситуация?

На наш взгляд, беда в том, что два десятилетия велась борьба вокруг понимания современной экономики.

Большинство экономистов исходили из того, что переход к рыночной экономике означает ее утверждение, поэтому теория и практика этой экономики формируют основу и экономической политики государства, и экономического образования. В то же время эта позиция усиливалась тем, что советники МВФ, а за ними и наши экономисты, доказывали, что Украина еще не созрела для развития постиндустриальных процессов. И сейчас такая позиция фактически остается господствующей. При этом особенно показательно, что отдельные преподаватели и высококвалифицированные ученые видели, что ограничение экономической теории рыночной экономикой сужает кругозор, обедняет содержание дисциплины. Вместе с тем господство в сознании экономистов мысли о невозможности реализации постиндустриальных процессов в условиях Украины препятствовало обогащению экономической теории новыми проблемами, повышению заинтересованности студентов в овладении этой наукой. По нашему мнению, в этом состоит причина того, что содержание экономической теории не обогащалось, а обеднялось, что вместо роста роли и значения экономической теории как фундаментальной науки произошли ее деградация в сфере образования, превращение в малозначимую, второстепенную и необязательную науку.

В 2003 г. обоснование сочетания индустриальной рыночной и информационной (знаниевой) постиндустриальной экономик перешло на новый уровень. Было доказано, что нужно различать, во-первых, системный переход на новую стадию и, во-вторых, использование важных, но все-таки частных процессов постиндустриальной экономики. Системный переход Украины на новую стадию - дело будущего, но уже сейчас она может использовать и использует процессы информационного общества. Это компьютеризация экономики, общества, информатизация экономики - информационно-коммуникационные технологии, Интернет, мобильная связь и т.д., интеллектуализация и инноватизация экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса
Актуальность темы исследования. Лесозаготовительная промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической промышленности. Россия является мировым лидером ...

Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический Актуальность темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.