Совершенствование механизма хозяйствования
Вопрос механизма функционирования и развития экономики очень сложен.
После Великой депрессии 1929-1933 гг. он относится к основным проблемам мировой экономической науки. Переход на качественно новый механизм хозяйствования, который соединил рыночный механизм и государственное регулирование экономики, обусловил поиски и испытание определенных его моделей. Первородная кейнсианская модель исходила из того, что чем больше присутствие государства в экономике, тем лучше для его развития. Эта модель сыграла положительную роль в послевоенном экономическом становлении. Однако оказалось, что государственное вмешательство имеет объективные границы, чрезмерный рост государственного сектора сужал рыночную среду, снижал конкуренцию и влияние рынка на развитие экономики.
Экономические кризисы начала 70-х годов XX в. раскрыли недостатки кейнсианства, его подходов, связанных с превышением роли государства. Монетаристы выступили за сужение государственного сектора, расширение конкурентной рыночной среды, повышение роли рынка. Именно монетаризм стал теоретической основой реформирования экономики Украины при переходе к рыночному хозяйству. Принижение роли государства приобрело настолько глубокий характер, что стихия рынка обусловила долголетний спад производства, обнищание народа.
И мировой, и отечественный опыт убеждают в актуальности разработки механизма хозяйствования. Однако, по нашему мнению, в научной литературе этому уделяется недостаточно внимания, а в учебной - отдельными темами рассматриваются рыночный механизм и экономическая роль государства, то есть элементы хозяйственного механизма. Все это далеко не в полной мере отвечает требованиям модернизации экономики.
Современный финансово-экономический кризис показал несостоятельность монетаристского принижения роли государства и превышения роли рынка. Теоретической основой этого подхода была аксиома, что фундаментом рыночной экономики является частная собственность, а частный интерес - движущей силой развития экономики и общества. Данная аксиома фактически превратилась в догму. Современный кризис со всей силой показал, что именно это стало фактором стихийного развития экономики, отрыва финансово-кредитных отношений от производства, распространения спекулятивных проявлений, непомерного роста долгов государств и корпораций, объемов ценных бумаг и др.
Известный ученый Ф. Фукуяма подчеркивает, что "рейгановская революция", основывавшаяся на отказе от государственного регулирования рынка, на том, что рынок сам автоматически все отрегулирует, не оправдалась. Поэтому лишь отказ от принципов "рейганомики" может спасти мир от катастрофы.
Опыт убедил, что традиционные основы рыночной экономики и ограниченная экономическая роль государства не отвечают потребностям современного развития. Сама жизнь вынудила перейти на принципы хозяйствования, продиктованные современной глобализированной экономикой. В новых условиях не частные, а общенациональные интересы становятся определяющими, задают формат для реализации первых. Чем больше рынков, тем шире потребности государства, тем выше ответственность государственных институтов за вектор экономического и социального развития.
Усиление роли государства в экономике должно осуществляться посредством глубокого изменения содержания его экономической деятельности. Два десятилетия, даже в период экономического роста, государство проводило фактически пассивную политику, что проявлялось в ее фискальном характере и перераспределении средств на социальные цели. Это привело к тяжелым последствиям, поэтому нынешний этап требует активной созидательной политики.
Государственная программа модернизации основывается на обобщении мирового опыта экономического развития, уроков экономического кризиса. "Во всех странах, достигших значительных результатов в своем развитии за сравнительно небольшие промежутки времени, нельзя не отметить определяющую роль государства в долгосрочном стратегическом планировании. Мировой экономический кризис в очередной раз ясно показал, что бизнес - прекрасный тактик, но плохой стратег. Рынок не может планировать развитие страны. Да и вообще, это не его задача". На этой основе делаем вывод, что государство является главным стратегом модернизации, а планирование - главное средство регулирования экономики.
К сожалению, страна, имевшая огромный опыт планирования, планового управления экономикой, добровольно от него отказалась. Сегодня впервые за годы независимости государство основывает свою политику на средне - и долгосрочном планировании. Программа экономических реформ на 2010-2014 гг. определяет цели и задачи экономической детальности, конкретные показатели, которые должны быть достигнуты, экономические стимулы ее реализации.
Публикации по экономике >>>
Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX-начала XX в.
Тема
контрольной работы «Историко-финансовые исследования в украинской экономической
мысли XIX
-
начала XX в.» по дисциплине
«История экономики».
Современная
экономическая теория все больше внимания уделяет так называемой предыдущей
траектории развития экономических институтов, подчеркивая роль исторического
фактора в определении конкретных форм хозяйствования и их
социально-экономической эффективности. Т ...
Инновационная деятельность предприятий
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от
подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных
условиях осуществлять специальную экономическую политик ...