Зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса
Венчурное финансирование как альтернативный источник средств для научно-инновационной деятельности исторически получило наибольшее развитие в США. Использование венчурного капитала в американском высокотехнологическом секторе в 3 раза выше, чем в Западной Европе. По мнению специалистов, одной из причин низкой эффективности венчурной деятельности в Европе является смещение акцентов на нетехнологическое использование венчурного капитала, обусловленное доминированием банков, а не фондовых рынков, как в США.
Наибольшее развитие в европейских странах венчурное финансирование получило в Швеции и Финляндии. В Швеции, например, государственное агентство «Инновационный мост» (Innovationsbron) стимулирует инновационную деятельность малых и средних предприятий и предоставляет стартовый капитал для инновационных компаний.
Как факт, наблюдаются более высокие уровни активности в сфере патентования тех фирм, которые финансируются за счет венчурного капитала, и большее число инвестиций в НИОКР по сравнению с другими компаниями. Однако нельзя говорить о том, что без наличия данного финансового инструмента стимулирование в сфере науки и инноваций будет неэффективным. Об этом свидетельствует опыт Японии, которой не удалось построить венчурный бизнес по американскому образцу, но, несмотря на это, она входит в пятерку мировых инновационных лидеров. Венчурное финансирование выступает как дополнительная мера стимулирования помимо прочих методов, наличие которых только в некоторой мере улучшает условия для развития научно-инновационной деятельности.
Особое место в системе косвенных методов стимулирования научно-инновационной деятельности занимают меры по формированию инновационной инфраструктуры, т. е. совокупности субъектов научно-инновационной деятельности, которые способствуют ее осуществлению. Согласно данным ряда инновационная инфраструктура предполагает наличие в ней таких специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйственной деятельности, как технологические парки и их отдельные подразделения, которые могут функционировать и автономно. Все они обеспечивают доступ субъектов научно-инновационной деятельности к производственным ресурсам. Такие структуры получили широкое распространение в США, Канаде, Индии, Финляндии, Швеции, Дании.
В настоящее время в Беларуси развитие инновационной инфраструктуры как важнейшего сегмента современной национальной инновационной системы идет активными темпами.
Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых ее осуществление будет выгодным как для субъектов этой деятельности так и для экономики в целом. В связи с этим, необходимо также обратить внимание на непосредственное стимулирование ученого как основного субъекта инновационной деятельности. По сравнению с индустриально развитыми странами в Беларуси все еще отмечается низкий социальный статус ученого и в целом общественного престижа научной деятельности, в основном из-за низкого уровня оплаты труда и отсутствия социальных льгот. Так, например, по данным Бюро трудовой статистики США, годовая средняя заработная плата ученых, занятых научными исследованиями и разработками в сфере естественных, физических и социальных наук, за 2008 г. составила 45 тыс. дол. По данным официальной статистики, в 2008 г. среднемесячная заработная плата научных работников НАН Беларуси составила 1,24 млн руб., что не достигало в год даже 6 тыс. в долларовом эквиваленте [18]. За последние годы существенного увеличения доходов ученых не наблюдалось. Однако, как показывает мировая практика, пересмотр системы материального стимулирования белорусских ученых не может проходить без выработки адекватной системы оценки их научно-инновационной деятельности.
В общем, в мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий: малый бизнес стимулирование инновационный
Публикации по экономике >>>
Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной
целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание
качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а
также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое
социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной
политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической
деятельности. При всей кажущейся ясн ...
Процесс приватизации в Республике Беларусь
Наша
Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому
тема, посвященная приватизации государственной собственности является
актуальной.
В
последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят
приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными
лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и
децентрал ...