Малый бизнес: понятие и роль в национальной экономике
Малый бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия. [17]
Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относят к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
· численность персонала;
· размер уставного капитала;
· величина активов;
· объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.
В ЕС с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:
· количество занятых работников до 50 чел.;
· годовой оборот менее 4 млн. евро;
· сумма баланса менее 2 млн. евро.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Например…
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
1. оборот не более 2,3 млн. евро;
2. активы не более 1,5 млн. евро;
3. средняя численность занятых до 50 чел.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
· наименьшие - 1 - 24 занятых;
· малые - 25 - 99 занятых;
· промежуточные - 100 - 499 занятых;
· крупные - 500 - 999 занятых;
· крупнейшие - 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
Публикации по экономике >>>
Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция
конкурентоспособность хозяйствующий
На современном этапе экономического развития проблема
конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике
государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится
стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области
обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение
конкуренто ...
Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого
государства - предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние
нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и
свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников -
заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих
соотечественников) - налоговыми платежами.
Большинство ис ...