Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его
активизации
При рассмотрении малого бизнеса как взаимозависимого компонента рыночной экономической системы, очевидно, что максимально реализовать его потенциал возможно только в том случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой глобальной задачи в значительной мере принадлежит компетенции правительства, зависит от проводимой государственной экономической политики, степени её протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определённых этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики. [3, с.177]
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [4, с.15]
В настоящее время малый бизнес в Республике Беларусь испытывает чрезвычайно большие трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился на границе - выпуск 9-10% годового валового продукта страны. При этом цифра 9-10 %, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство ещё не приступило к решению своих стратегических задач - удовлетворять вопросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес даёт не менее половины ВВП. [19]
Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства ещё не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг.
При этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором всё-таки была занята определённая часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за всё возрастающих цени пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.
В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объём производства, чтобы обеспечить прибыль финансовую поддержку своего бизнеса. Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами. [20, с.88]
В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствия опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.
За 5 месяцев 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 23855 субъектов хозяйствования: 6834 юридических лица и 17021 индивидуальных предпринимателей. Лидером по количеству данных субъектов предпринимательской деятельности за 2010 г. является сфера торговли - 43,8%. В промышленности сосредоточено 15,5%, в строительстве - 9,0%, на транспорте - 9,3%. [21]
Индивидуальных предпринимателей за 5 месяцев 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 17,021 тыс.
За 4 месяца 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 19406 субъектов хозяйствования: 5626 юридических лица и 13780 индивидуальных предпринимателей. Увеличение индивидуальных предпринимателей составило 3241 человек.
По итогам 2010 года удельный вес малого предпринимательства Республики Беларусь в валом внутреннем продукте составил 20,0% (2009г. - 18,8%, 2008 г. - 18,0%, 2007 г. - 17,3%). [18]
Общий уровень развития малого бизнеса в Республике Беларусь по сравнению с другими странами остается одним из самых низких. В расчёте на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трёх малых предприятий, а с учётом индивидуальных предпринимателей - около 22 субъектов малого бизнеса.
При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы. Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии. [11]
Публикации по экономике >>>
Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование
является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов
осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей.
Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации,
результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности.
Соблюдение
принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...
Малый инновационный бизнес в Беларуси
Проанализировав
современное состояние экономики РБ, становится ясно, что у нашей страны имеется
ряд проблем, которые нужно решать. Это проблемы рентабельности предприятий,
конкурентоспособности товаров и услуг, безработицы, инфляции, возникшей из-за
ряда проблем, главной из которых является отрицательное сальдо, сложившееся
из-за огромного импорта и слабого экспорта (небольшого по размерам из-за низкой
конкурен ...