Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации

При рассмотрении малого бизнеса как взаимозависимого компонента рыночной экономической системы, очевидно, что максимально реализовать его потенциал возможно только в том случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой глобальной задачи в значительной мере принадлежит компетенции правительства, зависит от проводимой государственной экономической политики, степени её протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определённых этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики. [3, с.177]

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [4, с.15]

В настоящее время малый бизнес в Республике Беларусь испытывает чрезвычайно большие трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился на границе - выпуск 9-10% годового валового продукта страны. При этом цифра 9-10 %, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство ещё не приступило к решению своих стратегических задач - удовлетворять вопросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес даёт не менее половины ВВП. [19]

Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства ещё не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг.

При этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором всё-таки была занята определённая часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за всё возрастающих цени пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объём производства, чтобы обеспечить прибыль финансовую поддержку своего бизнеса. Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами. [20, с.88]

В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствия опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.

За 5 месяцев 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 23855 субъектов хозяйствования: 6834 юридических лица и 17021 индивидуальных предпринимателей. Лидером по количеству данных субъектов предпринимательской деятельности за 2010 г. является сфера торговли - 43,8%. В промышленности сосредоточено 15,5%, в строительстве - 9,0%, на транспорте - 9,3%. [21]

Индивидуальных предпринимателей за 5 месяцев 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 17,021 тыс.

За 4 месяца 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 19406 субъектов хозяйствования: 5626 юридических лица и 13780 индивидуальных предпринимателей. Увеличение индивидуальных предпринимателей составило 3241 человек.

По итогам 2010 года удельный вес малого предпринимательства Республики Беларусь в валом внутреннем продукте составил 20,0% (2009г. - 18,8%, 2008 г. - 18,0%, 2007 г. - 17,3%). [18]

Общий уровень развития малого бизнеса в Республике Беларусь по сравнению с другими странами остается одним из самых низких. В расчёте на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трёх малых предприятий, а с учётом индивидуальных предпринимателей - около 22 субъектов малого бизнеса.

При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы. Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии. [11]

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Инвестиции сущность, виды, источники
Инвестиции выполняют главную роль как на макро, так и на микроуровне. Они являются одним из основных факторов развития экономики, а также определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия. Процессы экономического обновления и роста обуславливаются качеством инвестиций и скоростью их осуществления, а также их размерами и структурой. В инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не случа ...

Кривая производственных возможностей. Осуществление ценовой дискриминации
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства. Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный п ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.