Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого бизнеса и предпринимательства

Из вышесказанного определения бизнес-деятельности мы можем сделать следующий вывод: необходимо первоначально изучить общественные потребности, получить от общества соответствующий заказ на их удовлетворение, произвести продукт и реально удовлетворить общественную потребность, а после этого за счёт полученной от общества «денежной премии» компенсировать понесённые затраты и использовать часть средств для удовлетворения собственных потребностей. Бизнес-деятельность предполагает не только стремление присвоить максимум дохода, но и сохранить рыночные позиции предприятия. Стратегической целью бизнеса является максимизация экономического эффекта (доход, прибыль), а тактической целью сохранение выгодной позиции на рынке.

Необходимо чётко представлять первостепенную роль малого бизнеса в ситуации перехода в рыночную экономику. Феномен малого бизнеса необходимо чётко и тщательно исследовать. Это поможет ясно видеть текущую экономическую ситуацию в республике, а также предполагать возможные пути развития национальной экономики. [8, с.11]

В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространённоеопределение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники-менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений»

Малый бизнес в экономике любой страны выполняет ряд важных функций. Однако взгляд на эти функции двоякий. С одной стороны они характеризуют его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. С этой стороны предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые учёные считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. [3, с.155]

Рассмотрим функции малого бизнеса и их характеристики (см. приложение А).

Многие учёные, такие как Шумпетер и Друкер выделяют творческо-поисковую функцию как главную и основополагающую. Само понятие предпринимательство в их работах как бы отождествляется с понятиями инновация и нововведение, то есть подчёркивается то, что предпринимательской является только та деятельность, которая создаёт нечто новое (будь то новый товар или рынок сбыта).

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наёмных работников. [9, с.138]

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Процесс организации аналитической деятельности на предприятии торговли
Данная тема актуальна, потому что организация аналитической деятельности на предприятии торговли способствует своевременному принятию разумных и обоснованных управленческих решений и повышает эффективность деятельности предприятия. На современном этапе развития нашей экономики вопрос организации аналитической деятельности на предприятии торговли является актуальным, т.к. от финансового состояния предприятия за ...

Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой площади в городе Тюмень. В годы основания производственная мощность организации составляла 25 тыс. жилья в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном исполнении. С каждым г ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.