Теории предпринимательства
Представитель немецкой классической школы Йозеф фон Тюнен развил идеи Р. Кантильона . Он акцентировал внимание на анализе самого понятия неопределенности и его отличии от использовавшегося классиками понятия риска. Доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться.
В XX веке появляются три основные теории, рассматривающие взаимосвязь предпринимательской деятельности и проблемы неопределенности. Это неоавстрийская школа (Людвиг Мизес, Израэль Кирцнер), Фрэнк Найт и Йозеф Шумпетер. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Тория нео-австрийской школы. Предпринимательство как оптимизация обменов.
Людвиг фон Мизес уделял особое внимание проблеме неопределенности в экономической деятельности, в том числе и в предпринимательском процессе. В своей работе «Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории» (1940), Мизес выделяет два типа вероятностей: вероятность класса, которая поддается рациональному расчету, и вероятность события, которую невозможно прогнозировать. Предприниматель, по Мизесу, имеет дело именно с вероятностью события, а потому его деятельность всегда связана с рисками, не поддающимися расчету. Прибыль или убыток предпринимателя- это не продукт капитала, а продукт идеи, воплощенной в этом капитале. Неудачная идея всегда ведет к убыткам, несмотря на затраты капитала.
Израэл Кирцнер, ученик Л. Мизеса, создал более полную теорию предпринимательского поведения. Кирцнер считал, что источник неопределенности - это несовершенство информации. Поэтому предприниматель в теории Кирцнера это человек, который умеет воспринимать рыночную информацию как неопределенную, склонную к изменениям в определенной ситуации. А потому функция предпринимателя состоит в поиске таких ситуаций и использовании их с выгодой для себя.
Предпринимателем по Кирцнеру является и спекулянт, который может приобрести товар по низкой цене, а продать по более высокой, и производитель, играющий на разнице между ценой ресурсов и ценой готового продукта.
Теория Фрэнка Найта - предпринимательство как прогнозирование будущего.
Найт иначе смотрел на проблему неопределенности в предпринимательской деятельности и на суть предпринимательства в целом. Он разделял взгляды Милля о том, что часть прибыли от предпринимательской деятельности составляет плата за риск, но разделял это риск на предсказуемый и риск непредсказуемый, т.е. неопределенность.
По его теории риск - это вероятность неудачи, которую можно просчитать, оценить и застраховать. Неопределенность в свою очередь это состояние полного отсутствия информации, а потому ее нельзя просчитать или спрогнозировать.
Согласно Найту, ситуация неопределенности имеет существенное влияние на принцип принятия решений предпринимателем, который при выборе своей стратегии ориентируется на прогнозы будущего. Поэтому Найт создает новую модель поведения в ситуации неопределенности.
Если в неоклассических моделях предприниматель должен принимать решения исходя из рационального расчета, то в модели Найта решения принимаются интуитивно, опираясь на знания прошлого и настоящего. При принятии какого либо решения, предприниматель должен детально проанализировать проблему, использовать свои теоретические знания и практический опыт аналогичных предприятий. Проанализировав эту информацию, предприниматель должен рассмотреть все возможные варианты действий, пока один из них не вызовет уверенности в своей оптимальности.
Найт совершенно меняет стандартные представления о сущности предпринимательской прибыли, утверждая, что:
) эта прибыль никак не связана с объемом вложений в производство, с уровнем технологий и т.д.
Публикации по экономике >>>
Жилищно-коммунальное хозяйство Украины проблемы и перспективы
Тема
контрольной работы «Жилищно-коммунальное хозяйство Украины: проблемы и
перспективы» по дисциплине «Управление экономикой».
Сегодня
жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Украины, несмотря на достаточно длительное
и широкое обсуждение ситуации на всех уровнях, является одной из наиболее
неэффективных сфер национальной экономики, которую почти не затронули процессы
реформирования - и это в условиях, когда в ...
Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе
характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой.
Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться
на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый
анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и
управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять
...