Теории предпринимательства
Предпринимательство, как и любой вид деятельности, имеет теоретические основы, объясняющие его сущность. Но в экономической науке не существует единой теории предпринимательства. Поэтому рассмотрим несколько подходов к вопросу предпринимательской деятельности, раскрывающих ее суть и принципы.
.Традиционный подход к оценке предпринимательской деятельности.
Адам Смит рассматривал предпринимателя как собственника и организатора экономического процесса. Согласно его теории, предприниматели являются ключевыми фигурами на рынке свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий. Предприниматели по Смиту являются в определенной мере агентами прогресса социально-экономической системы.
Давид Рикардо отводил предпринимателю роль капиталиста-инвестора, рассматривая его в качестве одного из двух общественных классов - класса капиталистов.
Жан-Батист Сэй практически единственный представитель классической школы политэкономии, который отводил предпринимательству важную роль в теории производства и потребления. Главная функция предпринимателя по Сэю состоит в правильной координации факторов производства. В трактовке Сэя доход предпринимателя, считается остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после этого, и составляет его доход. В целом, у Сэя предприниматель ближе к менеджеру (причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности) и отличается от капиталиста.
Карл Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. Маркс отождествлял понятия «капиталист» и «предприниматель».
В общем и целом в классической теории предприниматель в основном рассматривался как владелец капитала, организующий производство на собственные или заемные средства, а функции предпринимателя рассматривались как дополнение к функции авансирования производства. Величина предпринимательского дохода не представлялась значительной и объяснялась концепцией Джона Стюарта Милля как совокупность трех параметров - платы за риск, платы за воздержание и платы за организацию производства.
. Маржиналистский подход к вопросу предпринимательской деятельности.
Данная концепция не потерпела серьезных изменений и в период маржиналистской революции в70-е годы XIX века. Доход предпринимателя в модели экономического равновесия Леона Вальраса ограничивается компенсацией процента на капитал, рентой за используемые природные
ресурсы и заработной платой за управление. То есть предприниматель в целом не имеет ни прибылей, ни убытков. Более высокая прибыль может быть лишь следствием неравновесия рынка.
Альфред Маршалл не внес особых преобразований в данную теорию, придерживаясь концепции Милля, но он осуществил анализ причин происхождения сверхприбыли. Маршалл выделил два источника ее возникновения: рента за личные качества, т. е. плата за исключительные предпринимательские способности, и квазирента. При этом квазирента рассматривалась Маршаллом как доход предпринимателя от использования ряда преимуществ, появляющихся в краткосрочном периоде по причине неизменности предложения капитала.
. Теории предпринимательства как действия в условиях неопределенности.
Ричард Кантильон первым связал предпринимательскую деятельность с ситуацией рыночной неопределенности. Он же впервые ввел в научный оборот термины «предприниматель», обозначив им человека, занимающегося определенной деятельностью, не всегда связанной с вложением капитала и направленной на принятие решений в условиях неопределенности. Функция предпринимателя по Кантильону связана исключительно с несением бремени риска и по тому отличается от функций капиталиста или управляющего.
Публикации по экономике >>>
Исследование возможностей совершенствования системы мотивации персонала производственного предприятия на примере ООО Минерал Консалтинг
В условиях рыночной экономики, организациям необходимо
работать по-новому, считаясь с законами рынка, оперативно приспосабливая все
стороны финансово-хозяйственной деятельности к меняющейся ситуации. Центральное
место в отношениях между работниками и организацией занимает система мотивации,
предусматривающая улучшение социально-экономического содержания деятельности
работников, развитие их трудового потенциала и ...
Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая
конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно
изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть
построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии
и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей,
характеризующих продукцию и технологию, а т ...