Теории предпринимательства

Предпринимательство, как и любой вид деятельности, имеет теоретические основы, объясняющие его сущность. Но в экономической науке не существует единой теории предпринимательства. Поэтому рассмотрим несколько подходов к вопросу предпринимательской деятельности, раскрывающих ее суть и принципы.

.Традиционный подход к оценке предпринимательской деятельности.

Адам Смит рассматривал предпринимателя как собственника и организатора экономического процесса. Согласно его теории, предприниматели являются ключевыми фигурами на рынке свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий. Предприниматели по Смиту являются в определенной мере агентами прогресса социально-экономической системы.

Давид Рикардо отводил предпринимателю роль капиталиста-инвестора, рассматривая его в качестве одного из двух общественных классов - класса капиталистов.

Жан-Батист Сэй практически единственный представитель классической школы политэкономии, который отводил предпринимательству важную роль в теории производства и потребления. Главная функция предпринимателя по Сэю состоит в правильной координации факторов производства. В трактовке Сэя доход предпринимателя, считается остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после этого, и составляет его доход. В целом, у Сэя предприниматель ближе к менеджеру (причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности) и отличается от капиталиста.

Карл Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. Маркс отождествлял понятия «капиталист» и «предприниматель».

В общем и целом в классической теории предприниматель в основном рассматривался как владелец капитала, организующий производство на собственные или заемные средства, а функции предпринимателя рассматривались как дополнение к функции авансирования производства. Величина предпринимательского дохода не представлялась значительной и объяснялась концепцией Джона Стюарта Милля как совокупность трех параметров - платы за риск, платы за воздержание и платы за организацию производства.

. Маржиналистский подход к вопросу предпринимательской деятельности.

Данная концепция не потерпела серьезных изменений и в период маржиналистской революции в70-е годы XIX века. Доход предпринимателя в модели экономического равновесия Леона Вальраса ограничивается компенсацией процента на капитал, рентой за используемые природные

ресурсы и заработной платой за управление. То есть предприниматель в целом не имеет ни прибылей, ни убытков. Более высокая прибыль может быть лишь следствием неравновесия рынка.

Альфред Маршалл не внес особых преобразований в данную теорию, придерживаясь концепции Милля, но он осуществил анализ причин происхождения сверхприбыли. Маршалл выделил два источника ее возникновения: рента за личные качества, т. е. плата за исключительные предпринимательские способности, и квазирента. При этом квазирента рассматривалась Маршаллом как доход предпринимателя от использования ряда преимуществ, появляющихся в краткосрочном периоде по причине неизменности предложения капитала.

. Теории предпринимательства как действия в условиях неопределенности.

Ричард Кантильон первым связал предпринимательскую деятельность с ситуацией рыночной неопределенности. Он же впервые ввел в научный оборот термины «предприниматель», обозначив им человека, занимающегося определенной деятельностью, не всегда связанной с вложением капитала и направленной на принятие решений в условиях неопределенности. Функция предпринимателя по Кантильону связана исключительно с несением бремени риска и по тому отличается от функций капиталиста или управляющего.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Исследование возможностей совершенствования системы мотивации персонала производственного предприятия на примере ООО Минерал Консалтинг
В условиях рыночной экономики, организациям необходимо работать по-новому, считаясь с законами рынка, оперативно приспосабливая все стороны финансово-хозяйственной деятельности к меняющейся ситуации. Центральное место в отношениях между работниками и организацией занимает система мотивации, предусматривающая улучшение социально-экономического содержания деятельности работников, развитие их трудового потенциала и ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.