Конкуренция как механизм и источник развития экономики
Конкуренция как механизм и источник развития экономики
Динамика спроса и предложения, а также поведение продавцов и покупателей, определяется типом конкурентной ситуации на рынке, в зависимости от которой формы кривых спроса и предложения могут значительно изменяться.
Экономисты различают 4 довольно несхожие рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Данные четыре модели рынка заметно отличаются по количеству фирм в отрасли, независимо от того, является ли продукция стандартной или дифференцированной и каковы барьеры на входе в отрасль.
На совершенно конкурентном рынке фирмы-продавцы не могут влиять на определение цены, которые неизменны при изменении объема предложения.
Совершенные конкуренты называются поэтому "получателями цены". Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой предельного и среднего дохода.
Выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмы, максимизирующей прибыль, определяется в 2 этапа: определяется оптимальный объем производства; фирма решает, производить ли вообще. Оптимальный объем производства определяется точкой пересечения кривых предельных издержек (MC) и предельного (совпадающей с кривой среднего) дохода. Абсциссе этой точки на координатной плоскости (Q0) соответствует минимум функции средних издержек (АС). Решение о производстве или выходе фирмы из отрасли основывается на сравнении величин средних издержек на единицу выпуска при оптимальном объеме производства (AC (Q0)) и уровне рыночной цены. В случае, если средние издержки (себестоимость продукции) ниже уровня цены (P), фирме имеет смысл производить и она получит прибыль, равную площади заштрихованной фигуры на приведенном слайде 23. В случае, если цена ниже уровня средних издержек фирмы, возможны два варианта. Если такая ситуация имеет место только в краткосрочном периоде и имеется перспектива изменения положения в пользу фирмы в долгосрочном масштабе, имеется целесообразность сохранить производство, применяя стратегию сокращения издержек, либо минимизируя объем производства до момента изменения ситуации в отрасли. В случае, когда имеет место долгосрочное превышение средних издержек над ценой, фирма имеет только одну перспективу прекращения производства и выхода из отрасли.
Монополия - тип рыночной структуры, когда в отрасли действует только один производитель и много покупателей (слайд 24). Основные черты монополии:
. На рынке действует только один продавец (фирма), поэтому поведение монополиста эквивалентно поведению отрасли в целом.
. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей.
. Монополист воздействует на рыночную цену, то есть кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. При этом кривая спроса и среднего дохода (D=AR) проходит выше уровня кривой предельного дохода монополиста (MC).
. Вступление в отрасль и выход из нее заблокирован. То есть существуют юридические, экономические и технологические барьеры к вступлению в отрасль.
. Информация распределена ассиметрично.
Монополист действует только с эластичным участком кривой спроса, избегая нежелательного для него неэластичного участка.
Выбор в краткосрочном периоде оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, также как и в условиях совершенной конкуренции производится в 2 этапа. На первом монополист выбирает оптимальный объем производства (Q0), как точку пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (MC = MR). Если P > AC, то производить следует обязательно, так как монополист получает положительную экономическую прибыль, равную Profit = (P0 - AC0) *Q0.
Если AC > P, тогда перед фирмой стоит задача минимизации издержек, но только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде задача сокращения издержек стоять не может, так как долгосрочное превышение средних издержек цены ведет только к выходы из отрасли и прекращению производства.
Публикации по экономике >>>
Инновационная деятельность предприятий
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от
подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных
условиях осуществлять специальную экономическую политик ...
Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения
эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными
фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование.
Основные производственные фонды, состоящие из
зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
любого предприя ...