Анализ рынка строительных материалов в РФ
В 2008 г. российскими предприятиями было произведено 8 992 тыс. м³ теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты, что на 21,9% больше показателя 2006 г. В 2009 г. выпуск составил 12 426 тыс. м³, прирост - 38,19%. Несмотря на это, в 2008-2009 гг. на рынке минераловатной теплоизоляции имел место дефицит продукции. В 20010 г. прирост составил лишь 9,31%. Всего было произведено 13 583 тыс. м³ минеральной ваты. В 20011 г. выпуск увеличился на 11,82% до 15 188 тыс. м³. В текущем году стоит ожидать прирост до 7-10%.
Рисунок 1 - Динамика производства теплоизоляционных материалов из минеральной ваты в РФ в 2009-2012 гг. по месяцам, тыс. м³
Помимо сокращения темпов роста в 20010 г., особенностью в 2010 г. стало иное, чем в 2009 г., распределение выпуска по месяцам. Так, если в 2009 г. наиболее продуктивными были первые месяцы года, то в 2008 г. производство активизировалось только к лету. Также стоит обратить внимание на снижение объемов производства в первом квартале 2011 г.: лишь в марте объем выпуска минераловатной теплоизоляции сравнялся с показателями 2010 г. Во втором квартале текущего года производство развивается более активно: в апреле выпуск даже превысил уровень 2010г. С сентября 2011 г. объемы производства заметно превышали выпуск в соответствующий период 2010 г.
Ежемесячные показатели за 2012 г. более низкие, что вызвано, скорее всего, тем, что в текущем году не все предприятия успели предоставить федеральным органам данные об объемах выпуска.
Если рассматривать географический аспект производства минеральной ваты, обнаруживается, что безусловными лидерами на рынке каменной ваты являются Центральный и Уральский федеральные округа. Более того, в 2008 г. доля ЦФО увеличилась за счет Сибирского и Южного ФО. Доля Поволжского федерального округа остается неизменной на протяжении всего рассматриваемого периода. В Дальневосточном округе производство отсутствует. В 2009 г. распределение производства по регионам сохранилось примерно таким же. Лишь доля Южного ФО несколько увеличилась за счет доли Северо-Запада.
Небольшие предприятия с производством в 1-30 тыс. м³ не рассматриваются, поскольку их и так небольшая доля со временем лишь снижается. Это относится к таким организациям, как Новомальтинский завод стройматериалов, Норильский обеспечивающий комплекс, Коксохимремонт, Дмитровская теплоизоляция, Ангарское управление строительства.
Также на распределение долей ФО на рынке каменной ваты влияет возможность дешевого импорта, близость к сырьевой базе, развитость инфраструктуры и динамика строительства в регионе, советское наследие.
Рисунок 2 - Динамика соотношения долей федеральных округов в общем производстве минераловатной продукции в 2007-2011 гг. (%)
Дефицит теплоизоляционных изделий из каменной ваты в Дальневосточном ФО легко объясняется дешевым импортом из Китая. Незначительное производство материала в Южном федеральном округе определяется особенностями экономической деятельности региона, основной профиль деятельности которого - аграрная промышленность. Напротив, Урал, для которого характерно обилие полезных ископаемых, специализируется на производстве строительных материалов, в том числе теплоизоляционных. Стимулом к производству большого объема каменной ваты в Центральном ФО стала высокая активность строительного сектора в Москве и Московской области. Не стоит также забывать, что предпринимателю проще переоснастить существующий с советских времен завод, чем строить новый. Большинство подобных заводов расположено именно в ЦФО и УФО. Определенное воздействие оказывает и политический фактор - создание особых экономических зон, деятельность на территории которых связана с меньшими административными издержками. В связи с этим в ближайшем будущем стоит ожидать развития рынка теплоизоляционных материалов в Татарстане (ПФО).
Публикации по экономике >>>
Деятельность предприятия
Предприятие
- самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий
работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и
получения прибыли.
Предприятие
как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн),
отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К
числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имуще ...
Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной
целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание
качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а
также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое
социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной
политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической
деятельности. При всей кажущейся ясн ...