Теории фирмы, основанные на идее о неполноте контрактов
Координационная - суть координационной проблемы заключается в том, чтобы скоординировать разделение труда внутри фирмы. Необходимо определить, что следует сделать, как это следует сделать и кто должен это сделать. Выживание и успешность работы организации зависят от того, насколько удастся скоординировать действия большого количества людей и групп, разработать реалистичный план и направить действия людей на его реализацию. Координационные издержки включают, поэтому, следующие компоненты:
управленческие издержки (распределение задач);
издержки сбора и обработки информации;
издержки коммуникации (сюда входят потери времени от задержки информации в ходе коммуникации, издержки, вызванные неаккуратной или недостаточной информацией, сокрытием информации).
Мотивационная - суть мотивационной проблемы заключается в том, чтобы обеспечить охотное выполнение работниками заданий, заинтересовать их в аккуратном и точном предоставлении информации, необходимой для разработки планов. Работники могут иметь стимулы к неправильному предоставлению частной информации с тем, чтобы вышестоящие органы принимали решения, выгодные для этих работников. Для решения мотивационной проблемы и предотвращения оппортунистического поведения работников в фирмах появляются сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входит контроль поведения работников, установление наказаний - санкций, штрафов. Издержки, возникающие в связи с мотивационной проблемой, включают следующие компоненты:
потери от отлынивания работников;
издержки измерения вклада отдельных работников;
издержки контроля работников.
Таким образом, Мильгром выявил издержки, присущие проблемам фирмы.
Теория фирмы - подход с позиций прав собственности
Все теории, рассмотренные выше, не объясняли, что меняется, когда при слиянии двух фирм происходит объединение собственности. Теоретический подход с позиций прав собственности уделяет основное внимание именно этому вопросу.
Итак, теория фирмы, основанная на подходе с позиций прав собственности, позволяет дать объяснение вертикальной интеграции и определить границы фирмы с точки зрения стимулов к осуществлению специфических инвестиций, которые определяются распределением прав собственности на активы. Прежде всего, ее преимущество заключается в том, что она предлагает формализованную версию теории фирмы и позволяет делать предсказания относительно структуры прав собственности в фирме в зависимости от характеристик активов. Кроме того, такой подход позволил выявить как выгоды, так и издержки интеграции и определить границы фирмы.
Однако эта теория обладает и определенными недостатками.
Во-первых, основное внимание она уделяет решению проблемы конфликта между стимулами, но не рассматривает координационные проблемы, которые не связаны со стимулами, хотя, как мы видели, проблемы координации в фирме имеют самостоятельное и не меньшее значение.
Во-вторых, эта теория не рассматривает подробно стимулы работников. Кроме того, в этой теории стимулы рассматриваются лишь в сочетании с контролем.
В-третьих, эта теория не учитывает меняющуюся технологию, которая является основным источником непредвиденных обстоятельств, и связанные с этим различия в стимулах, ведь различные производственные возможности влияют на экономическую организацию.
В-четвертых, эта теория не учитывает ограниченность финансовых ресурсов и считает собственника активов отдельным индивидом.
Заключение
В наше время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Огромную роль в этом играют фирмы, каждая из которых имеет свою структуру, которая определяет внутрифирменные отношения между ее участниками. Наряду с вышеперечисленными институциональными теориями фирмы, можно сделать ряд общих выводов:
. Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию?;
. Фирма как важнейший экономический институт требует создания и соблюдения ряда условий для своего развития в институциональной структуре общества;
Публикации по экономике >>>
Конкуренция и значение ее развития в строительной индустрии
Конкуренция
- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия
производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и
порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью
каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и
противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за
экономическое выживание и процветание ...
Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования
становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных
знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды
связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики
являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются
с помощью количественных методом. Основным в изуч ...