Пути решения проблем обеспечения занятости и защиты от безработицы
населения в Республике Беларусь
Проблема оптимальных границ регулирования рынка труда, снижения безработицы и обеспечения занятости населения постоянно находится в центре внимания правительств всех стран СНГ. Приняты государственные программы по борьбе с бедностью и безработицей. Основными направлениями этих программ являются:
- сокращение масштабов бедности за счет оказания социальной помощи бедным слоям населения и снижение безработицы путем проведения активной политики занятости;
- стабилизация и повышение уровня жизни населения на основе экономического роста и проведения последовательных реформ в социальной сфере;
- осуществление адресной борьбы с бедностью на основе мер социальной адаптации, экономической реабилитации и социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения;
- предусматривается создание центров адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц и центров социальной адаптации для лиц без определенного места жительства.
Изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в функционирование рынка труда является естественным процессом. Под влиянием различных факторов возможно как усиление роли государства, так и признание ограниченности его возможностей с последующим сокращением государственного сектора и перехода к косвенным формам регулирования рынка труда.
В мировой практике регулирования рынка труда можно выделить ряд программ предоставления пособий по безработице, основанных на различных принципах формирования ресурсов на выплату пособий и условий их предоставления: пособия по безработице, основанные на проверке нуждаемости, фиксированные пособия, страхование от безработицы, индивидуальные накопительные счета и выходные пособия (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Программы защиты от безработицы в рамках государственного регулирования рынка труда 2006-2011 гг.
Вид программы |
Источник финансирования |
Преимущества и недостатки |
1 |
2 |
3 |
Пособия по безработице (на основании проверки нуждаемости) |
Общие статьи доходов |
Носят прогрессивный характер, но могут иметь эффект обратной мотивации, если размер пособия является слишком высоким. Для обеспечения проверки нуждаемости требуются значительные административные и финансовые возможности |
Фиксированные пособия по безработице |
Общие статьи доходов |
Носят регрессивный характер: эффективно функционируют в условиях низких административных возможностей и при высоком уровне активности негосударственного сектора экономики. Продолжительность предоставления пособия и коэффициент замещения должны быть низкими для избежания обратного эффекта в плане мотивации |
Страхование от безработицы |
Налог на фонд заработной платы |
Функционирует эффективно в условиях гибкого рынка труда, при невысокой доле негосударственного сектора экономики и налаженном административном потенциале для мониторинга программы. Пособия/налоги следует поддерживать на невысоком уровне для избежания обратного эффекта в плане мотивации |
Индивидуальные накопительные счета |
Взносы, уплачиваемые работниками |
Эффективно функционируют в странах с низким и средним уровнем доходов, не создают обратную мотивацию в плане трудоустройства. Однако не обеспечивают охват лиц с более низкими доходами |
Выходные пособия |
Финансируются организацией |
Ограничивают найм работников, что отрицательно сказывается на эффективности |
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает
открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная
в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой
площади в городе Тюмень.
В годы основания производственная мощность организации составляла 25
тыс. жилья
в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном
исполнении.
С каждым г ...
Инновационная политика в регионе
Теоретико-методологические основы разработки и реализации
инновационной политики
...