Пути решения проблем обеспечения занятости и защиты от безработицы населения в Республике Беларусь

Проблема оптимальных границ регулирования рынка труда, снижения безработицы и обеспечения занятости населения постоянно находится в центре внимания правительств всех стран СНГ. Приняты государственные программы по борьбе с бедностью и безработицей. Основными направлениями этих программ являются:

- сокращение масштабов бедности за счет оказания социальной помощи бедным слоям населения и снижение безработицы путем проведения активной политики занятости;

- стабилизация и повышение уровня жизни населения на основе экономического роста и проведения последовательных реформ в социальной сфере;

- осуществление адресной борьбы с бедностью на основе мер социальной адаптации, экономической реабилитации и социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения;

- предусматривается создание центров адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц и центров социальной адаптации для лиц без определенного места жительства.

Изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в функционирование рынка труда является естественным процессом. Под влиянием различных факторов возможно как усиление роли государства, так и признание ограниченности его возможностей с последующим сокращением государственного сектора и перехода к косвенным формам регулирования рынка труда.

В мировой практике регулирования рынка труда можно выделить ряд программ предоставления пособий по безработице, основанных на различных принципах формирования ресурсов на выплату пособий и условий их предоставления: пособия по безработице, основанные на проверке нуждаемости, фиксированные пособия, страхование от безработицы, индивидуальные накопительные счета и выходные пособия (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Программы защиты от безработицы в рамках государственного регулирования рынка труда 2006-2011 гг.

Вид программы

Источник финансирования

Преимущества и недостатки

1

2

3

Пособия по безработице (на основании проверки нуждаемости)

Общие статьи доходов

Носят прогрессивный характер, но могут иметь эффект обратной мотивации, если размер пособия является слишком высоким. Для обеспечения проверки нуждаемости требуются значительные административные и финансовые возможности

Фиксированные пособия по безработице

Общие статьи доходов

Носят регрессивный характер: эффективно функционируют в условиях низких административных возможностей и при высоком уровне активности негосударственного сектора экономики. Продолжительность предоставления пособия и коэффициент замещения должны быть низкими для избежания обратного эффекта в плане мотивации

Страхование от безработицы

Налог на фонд заработной платы

Функционирует эффективно в условиях гибкого рынка труда, при невысокой доле негосударственного сектора экономики и налаженном административном потенциале для мониторинга программы. Пособия/налоги следует поддерживать на невысоком уровне для избежания обратного эффекта в плане мотивации

Индивидуальные накопительные счета

Взносы, уплачиваемые работниками

Эффективно функционируют в странах с низким и средним уровнем доходов, не создают обратную мотивацию в плане трудоустройства. Однако не обеспечивают охват лиц с более низкими доходами

Выходные пособия

Финансируются организацией

Ограничивают найм работников, что отрицательно сказывается на эффективности

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой площади в городе Тюмень. В годы основания производственная мощность организации составляла 25 тыс. жилья в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном исполнении. С каждым г ...

Инновационная политика в регионе
Теоретико-методологические основы разработки и реализации инновационной политики ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.