Направления совершенствования разработки и реализации региональной
инновационной политики
В настоящее время в Саратовской области созданы реальные предпосылки для формирования эффективной системы управления инновационной деятельностью. Однако существующая структура органов власти в области разработки и реализации инновационной политики требует существенных преобразований.
В первую очередь, по нашему мнению, необходимо создание регионального координационного инновационного органа. Введение данной структуры в систему управления инновационной сферой является целесообразным в виду необходимости четкого закрепления за ним полномочий в области разработки и реализации инновационной политики в регионе. В настоящий момент такого органа управления не существует и все функции в указанной области регулирования разбросаны по различным министерствам и ведомствам. Следовательно, нет и четкой системы ответственности за разработку инновационной политики в регионе. Поэтому, на наш взгляд, решением данной проблемы будет включение в сферу ведения министерства инновационной политики области вопросов управления инновационной деятельностью в регионе и преобразование его в министерство региональной инвестиционной и инновационной политики. Такое сочетание двух видов экономической политики в рамках одного ведомства мы считаем оправданным в связи с выбранной кластерной политикой развития экономики региона, в результате которой область должна превратиться в территорию инвестиций. И в этой связи необходимо учитывать тот факт, что важнейшей предпосылкой кластеризации является наличие высокотехнологичных предприятий, технопарков и других элементов инновационного комплекса, которые не могут эффективно функционировать без проведения грамотной инновационной политики. Поэтому, на наш взгляд, между инновационной и инвестиционной политиками необходимо установить правильное соотношение, базирующееся на учете таких важнейших принципов, как признание первичности научно-технического потенциала по отношению к изменениям, намечаемым в рамках структурной политики и принципа подчиненности инвестиционной политики приоритетным задачам преобразований, проводимых на инновационной основе. Подобная расстановка приоритетов будет наиболее возможна при тесном сотрудничестве ведомств, занимающихся вопросами инвестиций и инноваций в рамках министерства инвестиционной и инновационной политики.
Так же, по нашему мнению, было бы правильнее передать указанному министерству функции министерства экономического развития и торговли в области разработки мероприятий по развитию инвестиционной и инновационной деятельности на территории региона и организации конкурсного отбора программ и проектов хозяйствующих субъектов для оказания поддержки за счет средств областного бюджета. В свою очередь необходимо усилить меры по взаимодействию между данными министерствами в области развития и поддержки малого предпринимательства.
Нужным, на наш взгляд, является перенесение отдела инновационных программ и проектов из министерства промышленности и энергетики в министерство инвестиционной и инновационной политики. Целью данного преобразования служит необходимость концентрации вопросов учета и оценки инновационных проектов и программ в рамках выбранного органа управления инновационной сферой.
Мониторинг, создание прозрачной информационной среды и содействие вовлечению в хозяйственных оборот объектов интеллектуальной собственности можно делегировать другому территориальному исполнительному органу - региональному центру трансфера и коммерциализации технологий, который в частности прорабатывал бы предложения о конкретных инновационных проектах для программ специализации региона. Данный центр может заниматься вопросами создания при университетах офисов по лицензированию и трансферу технологий. Основное достояние университетов - это интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой должна служить для них стимулом и дополнительным источником дохода.
Публикации по экономике >>>
Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не
думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как
известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости
необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение
почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада
СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...
Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого
государства - предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние
нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и
свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников -
заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих
соотечественников) - налоговыми платежами.
Большинство ис ...