Проблемы развития инновационной экономики в Российской
Федерации
‑ доведения новой стратегии и ее целей до понимания сотрудников предприятия, что позволит более активно вовлекать их в процесс реализации избранной инновационной стратегии;
‑ принятия решений по поводу организационной структуры управления инновационным процессом, например, с помощью управления на основе проектного подхода;
‑ разработке инновационной программы, ориентированной на достижение поставленных целей.
Как видим, нетрадиционный подход позволяет создать концепцию управления, ориентированную на внедрение инноваций, однако, он не обеспечивает решения проблемы инновационной активности персонала. При этом необходимо отметить, что проблема финансирования, напротив, решается в рамках применения нетрадиционного подхода - поскольку он предполагает более эффективное использование имеющихся ресурсов, воспроизводство финансовой базы ускоряется, что позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для реализации инновационных программ.
Вернемся к проблеме персонала. В первую очередь, по нашему мнению, она может быть разрешена за счет изменения структуры обучения работников. Нам известно, что в большинстве случаев персонал, имеющий высшее образование, не готов к решению конкретных задач, а обладает, в лучшем случае, знаниями, где и как можно найти необходимую информацию. Вследствие этого, обучение специалиста и его адаптация к существующим условиям работы производится непосредственно на рабочем месте силами более опытных работников.
Однако такой подход, естественно, не обеспечивает развития персонала в русле склонности к инновационной деятельности. Таким образом, для обучения и развития инновационно-ориентированного персонала необходимо организовывать повышение квалификации работниках в областях, относительно неразвитых на собственном предприятии.
Например, на промышленном предприятии со сложившейся системой посметного планирования производства и реализации продукции может быть целесообразно повышение квалификации сотрудников планово-экономического отдела в направлении бюджетирования в целях внедрения этой управленческой инновации, позволяющей проводить более эффективное финансовое планирование.
Аналогично, при реализации программы автоматизации деятельности предприятия целесообразно проводить обучение персонала по различным направлениям автоматизации с целью выявления соответствующих возможностей программного обеспечения и приобретения только необходимых программ с оптимальным для предприятия соотношением цена/качество.
Продолжая данную мысль, можно сделать вывод о том, что для эффективной реализации инноваций необходимо постоянно знакомить персонал с новыми тенденциями техники и технологии (в том числе управленческой), что является залогом появления новых идей при развитии предприятий и организаций.
Однако все перечисленные меры будут бесполезными при отсутствии понимания руководством проблемы инновационного развития. Необычайно распространенной является ситуация, когда генераторами инновационных идей на предприятии являются менеджеры среднего звена, в то время как топ-менеджмент организации не видит потенциала и смысла в предлагаемых инновационных стратегиях развития, предпочитая «оставить все как есть» и пожинать незначительные прибыли стагнационного периода.
Указанная проблема является наиболее значимым препятствием, тормозящим инновационное развитие российских предприятий. Менеджеры высшего звена не видят смысла в самостоятельном внедрении инноваций, ожидая «указания сверху», т.е., например, объявления гранта или национального проекта инновационного развития, после чего начинают предприниматься какие-либо шаги в указанном направлении.
Тем не менее, как показывает мировой опыт, 70% финансирования инноваций приходится на частных инвесторов, а не на государство. Государство же, напротив, финансирует фундаментальную науку, являющуюся теоретической базой инновационного развития. Предлагаемая же на данный момент стратегия инновационного развития Российской Федерации характеризуется прямо противоположными тенденциями: финансирование фундаментальной науки предлагается передать частному бизнесу, а внедрение прикладных инноваций предполагается осуществлять за счет государства. Поскольку реализация такого подхода с большой долей вероятности не призвана обеспечить прибыль для частных инвесторов, их низкая активность в данном направлении вполне очевидна и имеет место.
Публикации по экономике >>>
Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция
конкурентоспособность хозяйствующий
На современном этапе экономического развития проблема
конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике
государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится
стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области
обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение
конкуренто ...
Изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ОАО Минерально-химическая компания ЕвроХим
В
условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к
основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается
нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии
сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы
экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники,
технологии.
На предприятии добив ...