Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ

В применении норм антимонопольного законодательства важную роль играет экономический анализ. Специалисты в области права отмечают множественность оценочных норм, что требует выявить взаимосвязь (в том числе количественную) факторов, существенных для решения антимонопольными органами и судом, которые, в свою очередь, определяют продуктивные и географические границы рынка, квалифицируют положение и поведение на нем хозяйствующих субъектов [14, с.39].

В течение длительного времени в российской антимонопольной практике неоспоримость данного тезиса де-факто уживалась с игнорированием инструментария экономической теории. Однако в последние годы в результаты внесения изменений в российское законодательство наметился перелом тенденций. Исследование сопоставимых рынков в условиях конкуренции может стать действенным инструментом предотвращения «синдрома ползучего регулирования»- распространение практики экономического регулирования (аналогично отраслям с естественно монопольным компонентом) под видом применения норм антимонопольного законодательства. Данный синдром сопровождается традиционным набором проблем, связанных с искажением стимулов участников экономических обменов и неэффективным использованием ограниченных ресурсов [18, с.104].

В период с 2005 по 2009г. в РФ произошли фундаментальные изменения в антимонопольном законодательстве и практике его применения. Был введен ряд новых норм: коллективное доминирование, координация экономической деятельности, государственные преференции; четче разграничены соглашения и согласованные действия; явно сформулированы так называемые групповые (общие) исключения для вертикальных соглашений; существенно изменилось определение монопольно высокой (низкой) цены. Кроме того, значительно ужесточено наказание за нарушение установленных правил конкуренции: речь идет о прежде всего об оборотных штрафах для компаний за злоупотребление доминирующим положением, соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ст.14.31 и 14.32 КоАП РФ), а также об уголовных санкциях, предусматривающих возможность лишения свободы сроком до семи лет для должностных лиц компаний (ст.178 УК РФ).

В настоящее время основными тенденциями развития мировой экономики являются процессы глобализации и интеграции, охватывающие различные уровни политических и экономических отношений. Экономики развитых стран демонстрируют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных систем. Это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, универсальные многоотраслевые ФПГ, крупные картельные или синдикатные объединения, ассоциации и т.д. Одной из наиболее распространенных форм выражения концентрации выступают слияния и поглощения. Чаще всего приводят к негативным последствиям горизонтальные слияния, т.е. объединение, приобретение компанией всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на том же региональном рынке [19, с.101]. Существуют две основные формы вертикальных слияний: прогрессивная интеграция (когда компания покупает потребителя, двигается по направлению к конечной продукции, оптовым или розничным операциям) и регрессивная интеграция (приобретается поставщик сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.).

Имеют место несколько форм конгломератных слияний - от краткосрочных договоров о создании совместного предприятия до полного слияния. В данном слиянии участвуют фирмы, выступающие на отдельных рынках, поэтому конгломератные слияния следует рассматривать как слияния, имеющие позитивный или нейтральный эффект для конкуренции. Устранение излишних административных барьеров осуществляется, во-первых, за счет уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа. Во-вторых, за счет увеличения количества критериев, на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю. Наконец, за счет передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочий издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Использование основных производственных фондов
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Производственные фонды участвуют в процессе производства и являются самой главной основой деятельности любого предприятия. Они представляют собой наиболее дорогостоящую часть средств производства и обслуживают бо ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.