Механизм антимонопольного регулирования
В России функции федерального антимонопольного органа, контролера за деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе возложено на Федеральную антимонопольную службу.
Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта, защищенная c патентами технологическая монополия, контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок. [14, с.39].
Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии [16, с.480]. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.
Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.
Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги - наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки [12, с.106].
Конкурсные торги при публичном распределении контрактов на поставки или работы, в том числе, для нужд правительства, являются важным методом защиты интересов общества. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки при одном участнике и при проведении конкурса показали, что цены, предложенные правительству в отсутствие конкуренции, были существенно ниже, чем при конкурсе. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта повышается от 2 до 18%. Фальсификация заявок - достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции не только в мировой практике, но и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе, и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов, применяемая и в России. Ответственность за нарушение правил проведения конкурсов различна в разных странах [16, с.96].
Антимонопольные органы обладают достаточно большими полномочиями. Они имеют право доступа к любым необходимым им документам фирм, на которые возбуждено дело, имеют право проведения обследований, направляют дело в суд. При этом антимонопольные органы отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут осуществлять действий, следствием которых может быть нанесение фирмам какого бы то ни было финансового ущерба. Окончательное решение о нарушении антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд. В России это делает арбитражный суд [9, с.46].
Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.
Опыт показывает что монополии, монополизировав определенную отрасль, захватив прочные монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не является абсолютным, они приносят увеличения прибыльности только до определенных пор.
Публикации по экономике >>>
Использование факторинга в управлении дебиторской задолженностью ООО Формула делового мира
Актуальность
темы работы состоит в том, что в связи с ростом конкуренции на товарных рынках
и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку
платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на
себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению
оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой
отчетности. Нач ...
Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка
труда
Общая характеристика рынка труда
Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка,
каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и
цены на него через взаимодействие спроса и предложения.
Объективность существования рынка труда обусловлена наличием
характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...