Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом экономической теории
капитализма, в частности денежной теории
Развитие марксистской экономической теории можно условно разделить на три этапа: ранний марксизм - от 40 - 50-х годов ХIХ века, зрелый марксизм - до конца 70-х годов и поздний - до 1895 года (смерти Ф. Энгельса).
На раннем этапе уточнялись основные положения теории, связанные со сбором и анализом исторического материала, разработкой метода исследования, подступами к изложению программных задач новой (коммунистической) идеологии.
Зрелый этап ознаменовался работой К. Маркса и Ф. Энгельса над фундаментальным экономическим произведением марксизма «Капитал», состоящий из четырёх томов.
Первый том «Процесс производства капитала», увидевший свет в 1867 году, посвящён проблеме производства капитала.
Краеугольным камнем экономической теории марксизма является учение о прибавочной стоимости. Данное учение непосредственно связанно с применением метода восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактным для экономики, основывающейся на капитале, является товар. Поэтому с самого начала в I томе «Капитала» К. Маркс начинает своё исследование с анализа товара [1].
Главным фактором товара является его стоимость. Поэтому развитие товарного характера производства является развитием стоимостных процессов, с такой позиции товар «конкретизуется» появлением денег и развитием их функций, так стоимостные процессы достигают вида Т - Д - Т, то есть простого товарного обращения.
В свою очередь такие стоимостные процессы превращаются в процессы, реализующиеся по формуле Д - Т - Д`. На уровне такой конкретизации выясняются фундаментальные процессы производства прибавочной стоимости[1].
Впервые в истории экономической мысли, К. Маркс рассмотрел процесс производства капитала, как самовозрастающей стоимости. В данном случае обнаружились отношения между частями прибавочной стоимости и стоимости переменного капитала, как отношение между капиталистом и наёмным рабочим, получившим количественное выражение в виде нормы прибавочной стоимости.
По Марксу, понятие прибавочная стоимость связано с увеличением первоначальной стоимости денег, которые были вложены в оборот и именно это увеличение первоначальной стоимости делает деньги капиталом.
Существуют две основные предпосылки для появления капитала:
) накопление денег в руках отдельных граждан при достаточно большом уровне развития производства;
) наличие свободных работников, которые уже не «привязаны» к земле или какому-нибудь производству, то есть, у этих людей ничего нет, кроме своей рабочей силы.
Денежная теория Карла Маркса тесно связана с его же трудовой теорией стоимости. По её концепции, деньги появляются в результате развития и совершенствования форм обмена. В любом случае, если обменивается два товара, то один всегда будет играть активную роль, выражая собой относительную форму стоимости (ценности), а второй товар будет представлять собой эквивалентную форму стоимости, противостоя первому, выступая в качестве эквивалента.
С развитием обмена, эквивалентная форма стоимости закрепляется монопольно за каким-либо одним товаром (золото, серебро). Таким образом появляется товар общего эквивалента и денежная форма стоимости - деньги.
По К. Марксу:
· деньги - это товар, стихийно выделившийся в роль всеобщего эквивалента;
· золото и серебро выступают полноценными деньгами;
· бумажные деньги - средство обращения и заменители полноценных денег;
· снижение стоимости денег приводит к росту товарных цен товаров, а увеличение - к повышению.
Из этого следует, что по К. Марксу, рост цен в Европе после открытия Америки объясняется не простым увеличением благородных металлов в обращении, а более производительным трудом на новых месторождениях. Однако данный ход рассуждений содержит в себе противоречие [3].
Вот как писал сам К. Маркс: «Мы знаем, однако, что при неизменной стоимости товаров цены их изменяются с изменением стоимости самого золота (денежного материала): пропорционально повышаются, если последняя падает, и, наоборот, падают, если последняя повышается».
Публикации по экономике >>>
Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения
эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными
фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование.
Основные производственные фонды, состоящие из
зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
любого предприя ...
Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО Уником-Л)
Конечная
цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не
случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы.
Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг
фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В
современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего
руководители предприятий находятся в постоянном п ...