Причины снижения инвестиционной активности в РФ

Теоретически источниками инвестиций могут быть сбережения населения, ресурсы бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, активы коллективных инвесторов (паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний), а также иностранные инвестиции.

В настоящее время имеются некоторые трудности в привлечении в экономику каждого из них. Это объясняется следующими причинами:

· снижение доверия населения банковской сфере

Финансовый кризис привел к изменению у населения настроений, касающихся их денежных сбережений. У людей уменьшилось желание доверять свои денежные средства банкам и другим финансовым институтам в пользу предпочтениям их использованию для приобретения реальных объектов. Поэтому мобилизовать денежные сбережения для вложения в реальный сектор экономики через банки ближайшее время вряд ли возможно.

· сокращение бюджетного финансирования

Низкий объем налоговых поступлений, растущие обязательства перед бюджетной и социальной сферами, перед внешними кредиторами постоянно подталкивают власти к тому, чтобы отказываться от инвестиционных расходов, перебрасывая высвобождающиеся средства на выплату зарплаты и пенсий или погашение государственного долга.

Ежегодный дефицит инвестиций в России составляет, по оценкам экспертов, не менее 42-45 млрд. долларов. В то же время инвестиционный потенциал, оценивается в 200 млрд. долларов. [25]

В попытке сформировать государственный инвестиционный фонд, российские власти по-прежнему стремятся заимствовать средства на Западе. "Бюджет развития", предназначенный для поддержки наиболее эффективных проектов в экономике, практически полностью формируется из связанных зарубежных кредитов, предоставленных России по межправительственным соглашениям, а также из средств иностранных инвесторов.

Государство вынуждено идти на увеличение внешнего долга, не имеющего гарантированных источников покрытия, чтобы промышленность получала остро необходимые ей инвестиционные ресурсы. Издержки такой политики очевидны, но она позволяет привлечь в экономику реальные, а не бумажные капиталовложения.

· сокращение инвестирования из собственных средств предприятий

Предприятия могут вкладывать в развитие производства собственные средства, формируемые из амортизации и прибыли.

В настоящее время нехватка оборотных средств в промышленности приняла такие размеры, что значительная часть амортизационных накоплений (до 40-50%) попросту "проедается" в процессе текущего воспроизводства. В итоге потенциально мощный финансовый эффект переоценки основного капитала и индексации амортизационных отчислений не используется по своему прямому назначению.

Не меньше проблем и с инвестированием из прибыли, потому что более половины всех предприятий убыточны. Финансовый кризис сказался на падении объема инвестиций даже у естественных монополий.

Инвестиционная активность сохраняется лишь в отраслях, имеющих устойчивый сбыт и относительно короткий срок окупаемости вложений, - производство продуктов питания, напитков, лекарств и некоторых других товаров, пользующихся повышенным спросом.

Масштабные промышленные инвестиции за счет средств, заимствованных у российских коммерческих банков, в ближайшее время невозможны не только из-за высокой инфляции и исчерпанности их капитала.

· нестабильная ситуация с паевыми инвестиционными фондами

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) появились в России в конце 1996 г. и постепенно набирали силу, доказывая надежность и удобство новой для нашей страны инвестиционной схемы. Но кризис негативно отразился и на них. Наиболее уязвимыми оказались фонды, вложившие свои активы целиком в госбумаги.

Для решения возникших трудностей и увеличения их возможностей государство сделало более гибкими требования к структуре активов ПИФа, расширило перечень объектов инвестирования.

Для инвесторов приобретение паев новых ПИФов может оказаться весьма перспективным: ведь они не отягощены неликвидными активами в виде государственных краткосрочных обязательств. Поэтому, несмотря ни на что, ПИФы остаются удачной формой коллективного инвестирования, готовой к аккумулированию накоплений граждан, как только изменятся их инвестиционные настроения. [1]

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее 31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм ПУ-3. ...

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.